|
Музыкант и художник, обладающий полной цветовой слепотой, научился видеть мир с помощью устройства, превращающего световые волны в звуковые.
Нил Харбиссон, выросший в Барселоне (Испания), прекрасно знал, что небо синее, трава зелёная, а лимон жёлтый. Но в 11 лет он обнаружил, что его сверстники воспринимают цвета как-то по-другому. Выяснилось, что фмальчику достался редкий врождённый дефект, из-за которого он видел мир в оттенках серого.
Десять лет спустя - в 2003 году, будучи студентом Дарлингтонского колледжа искусств (Великобритания), г-н Харбиссон посетил лекцию о том, как новые технологии меняют наше восприятие мира. По окончании доклада Нил подошёл к лектору - кибернетику Адаму Монтандону, работавшему тогда в Плимутском университете, - и спросил, есть ли способ ему помочь.
Г-н Монтандон перепробовал множество вариантов. Первым делом ему пришло в голову использовать различные музыкальные инструменты для разных цветов - например, барабаны будут обозначать красный, а скрипки - синий. Но учёный быстро понял, что тем самым привносит собственное отношение к цветам. Хорошо, может, тогда просто называть цвета вслух? Да нет, тоже плохая идея.
В конце концов специалиста осенило, ведь свет и звук имеют определённое физическое сходство. Если замедлить световую волну, свет перестанет быть видимым. Его станет слышно.
Всего за две недели Монтандон и Харбиссон создали свой первый прототип устройства, которое переводило световые волны, соответствующие различных цветам, в звуки разной высоты. Гаджет состоял из веб-камеры, спрятанного в рюкзаке ноутбука и пары старых наушников.
Нил очень быстро научился соотносить цвет и звук и с тех пор уже не выключал аппарат, вслушиваясь в музыку окружающего мира.
В дальнейшем устройство прошло через несколько итераций. К проекту подключились программист Петер Кесе из Словении и инженер Матиас Лисана из Каталонского политехнического университета (Испания). Система наконец-то достигла той стадии, когда её можно выпускать на рынок. Теперь она выглядит более элегантно: над головой, словно антенна, торчит камера; свет в звук превращает маленькая микросхема, а вместо наушников - крошечный чип на затылке, передающий звуковые колебания непосредственно в кости черепа (это помогает отличать обычный звук от «цветного»).
К тому же самая последняя версия позволяет услышать больше цветов. Кроме того, пользователю слышим инфракрасный диапазон, в этом году будет добавлен и ультрафиолет. И тогда г-н Харбиссон ещё сильнее будет напоминать себе киборга.
Разработчики признают, что это не идеальное решение проблемы цветовой слепоты. Во-первых, носить камеру целый день неудобно. Во-вторых, устройство предназначено только для тех, кто страдает истинной цветовой слепотой (ахроматопсией), а это 1 человек из 30 тыс., а не для тех, кто просто не в состоянии отличить красный от зелёного, что встречается намного чаще. К тому же люди с ахроматопсией обладают целым рядом других проблем: непроизвольным движением глаз (нистагмом), очень плохим зрением и светобоязнью. Зачастую им просто не до различения цветов. Наиболее перспективный метод лечения таких пациентов - генная терапия, первые клинические испытания которой на людях начнутся в этом году.
Тем не менее некоторые музыканты и художники уже заинтересовались новинкой. Например, пианист Джулс Холланд воспользовался устройством в обратных целях - для превращения звуков в свет и цвет. Да и сам г-н Харбиссон пользуется гаджетом в качестве источника вдохновения, рисуя то, что он слышит, и превращая в музыку то, что он видит:
Подготовлено по материалам The Scientist.
| |