|
Осень у многих ассоциируется с депрессивным состоянием. И несправедливо утверждение, что подвержены депрессии исключительно нытики. Грусть-тоска периодически «съедает» и вполне здоровых людей.
В целом по стране 67% населения официально обращаются за помощью к психиатрам. А все депрессии в совокупности занимают среди болезней третье место - после сердечно-сосудистой патологии и онкологических заболеваний.
Такие данные Вестям.Ru привел доктор медицинских наук, профессор психиатрии Михаил Виноградов. Он рассказал, как распознать депрессию и что с ней делать.
К сожалению, наша страна по уровню психической напряженности лидирует среди развитых стран и занимает третье место в мире. Людей, вообще не склонных к депрессиям, совсем немного - примерно 7% от всего населения. На остальных, увы, тоска накатывает хотя бы изредка. Депрессия может наступить внезапно, а может подкрадываться постепенно в виде усталости, вялости, утомляемости, раздражительности. Кстати, гневливые депрессии очень опасны для окружающих. Человек в гневе совершает самые безрассудные поступки.
Еще один распространенный вид депрессии - реактивный - реакция на что-то: смерть близких, разлука с любимым, бытовые конфликты. Такое состояние вполне может проходить без лекарств, только при правильной психологической или психотерапевтической помощи. А вот депрессии, которые возникают по внутренним механизмам, чаще всего носят циклический характер. За такими людьми нужен контроль, смягчение депрессивной симптоматики легкими препаратами.
«Есть несколько признаков, по которым можно определить, что пора пойти к доктору. Плохое настроение и невозможность сосредоточиться на протяжении 5-7 дней - один из них. Однако на этом этапе к медикам обращаются далеко не все. Чаще родственники вынуждены приводить больного тогда, когда уже не в силах терпеть его странности. К нам такие больные не приходят, а приводятся друзьями, сослуживцами, сожителями, сожительницами», - сетует психиатр.
Печально, но причина зачастую кроется в негативном отношении к психолого-психиатрической службе. В других странах принято иметь своего психоаналитика, психотерапевта. Это норма западной жизни. У нас же, по словам Виноградова, остался «осадок некой полицейской психиатрии, что в корне неверно».
Что делать? Первое - повысить психиатрическую и психологическую грамотность населения. Чтобы люди могли понять, что с ними происходит. Маски депрессии чрезвычайно разнообразны. И язвы, и гастриты, и астма очень часто являются следствием депрессии.
«Второе - воспитание самих психиатров. Пора переходить к мягкой работе, деликатной, к нормальному общению с пациентом. Психически больные люди очень талантливы бывают, одаренные, тонко чувствуют многие вещи. К сожалению, психиатрия наша по своему уровню заполнена некачественным персоналом, плохими психиатрами. Коллеги тоже нуждаются в воспитании», - уверен Михаил Виноградов.
«Безусловно, люди должны обращаться к психиатру, как, например, обращаются к терапевту. Заболело сердце? Бегут в поликлинику. Когда начинается депрессия, когда начинаются неврозы, бегут от врача, а это напрасно, - говорит психиатр. - Так или иначе, больные должны найти своего доктора. Как ищут своего терапевта, своего стоматолога, так должны найти и своего психиатра. Страха быть не должно. И не надо думать, что при депрессиях всегда нужны антидепрессанты».
| |