|
Впервые МТС, «Мегафон» и «Вымпелком» одновременно зафиксировали уменьшение абонентской базы. Это признак перенасыщения рынка, а также следствие изменения взаимоотношений операторов с дилерами
В I квартале 2012 г. «Вымпелком» в сравнении с последним кварталом прошлого года потерял в России более 1,6 млн абонентов, МТС - более 579000, следует из отчета AC&M-Consulting, потери «Мегафона» составили чуть менее 1500 подписчиков. Сотовыми абонентами компании считают тех, кто воспользовался их услугами хотя бы раз за три месяца («Вымпелком» и «Мегафон») или за полгода (МТС). Число абонентов МТС, «Вымпелкома» и «Мегафона» и раньше увеличивалось или снижалось от месяца к месяцу, но эти изменения у тройки компаний всегда были разнонаправленными. Одновременное сокращение числа абонентов - следствие перенасыщения рынка, прирост «голосовой» абонентской базы практически прекратился, новые подключения обеспечивают USB-модемы и другие M2M-продукты, отмечает партнер AC&M-Consulting Антон Погребинский. В 2011 г. МТС, «Вымпелком» и «Мегафон» продали рекордное количество sim-карт - больше 100 млн, но совокупный прирост абонентской базы составил только 8 млн. При таком соотношении активных абонентов и проданных sim-карт дальнейшего оттока не избежать, прогнозирует Погребинский. Представители «Вымпелкома» и «Мегафона» объясняют снижение числа абонентов сезонными факторами. «Мегафон» списывает абонентов, которые отказались от услуг связи после окончания действия скидок по новогодним маркетинговым акциям, объясняет представитель компании Юлия Дорохина. Часть «новогодних» абонентов пошла в отток, подтверждает Анна Айбашева из «Вымпелкома». Обе они отмечают, что их компании не стремятся подключать абонентов любой ценой и следят за качеством вновь пришедших клиентов. Основные расходы, связанные с подключением абонентов, - плата дилерам за продажи контрактов, отмечает аналитик «Открытие капитала» Александр Венгранович. В 2011 г. МТС, «Вымпелком» и «Мегафон» перестали платить дилерам аванс за нового абонента - вместо этого они получают фиксированный процент от суммы, потраченной на связь за определенный период времени. Поэтому дилерам теперь нет смысла продавать избыточное количество карт, объясняет он. Год назад МТС первой на рынке отказалась от авансовых выплат дилерам и искусственного стимулирования продаж sim-карт, рассказывает ее вице-президент Вадим Савченок. То, что другие операторы последовали этим же путем, подтверждает эффективность этой стратегии. Подключение качественных абонентов повышает эффективность бизнеса - МТС платит только за привлечение тех абонентов, которые генерируют реальную выручку и прибыль для компании, а не выбрасывают sim-карту, потратив лежащие на счете деньги, говорит он. В I квартале 2012 г. три крупнейших оператора могли потратить на 15-20% меньше на дилерское вознаграждение, чем в III и IV кварталах 2011 г., - это снижение примерно на $60-80 млн, подсчитал аналитик «ВТБ капитала» Виктор Климович. Уменьшение абонентских баз характерно для конкурентных сотовых рынков после их полного насыщения, объясняет он. Например, на Украине проникновение сотовой связи достигло пика (122%) в конце 2007 г. Но сейчас проникновение сократилось и составляет 117% - возможно, по украинскому сценарию пойдет и Россия, прогнозирует Климович.
| |