|
В прошлом сезоне челябинский театр «Манекен» осваивал новые экономические условия своего существования. Поэтому две намеченных работы — «Понедельник после чуда» и «Король Лир» — так и не были закончены.
Хорошим стимулом для театра стала поездка в Америку на международный форум «Festival in Paradise», на котором труппа представила премьеру прошлого сезона - спектакль «Сотворившая чудо». Вернувшись из-за океана, манекеновцы с удвоенной энергией продолжили начатую работу и теперь готовы представить своим поклонникам вторую часть известной дилогии Гибсона. «Понедельник после чуда» Уильяма Гибсона, как всякое продолжение бестселлера, созданное в стремлении продлить успех, очень прихотливо по сюжету. Но первооснова всех перипетий чрезвычайно проста - тщеславие, деньги, секс. Одинокая Анни Салливан, целиком посвятившая себя чужому ребенку, встречает мужчину, который резко меняет ее спокойное существование и жизнь ее воспитанницы. Ровесник Хелен, он тем не менее предпочитает старшую из женщин.
Джон Мейси пробуждает в обеих героинях сексуальный инстинкт, и гармония в их отношениях рушится. Анни, вышедшая замуж за Джона, видит в Хелен постоянную угрозу своему счастью и вечное напоминание о долге. Хелен обвиняет Анни, как похитительницу первого мужчины, вошедшего в ее опустошенную жизнь. Вспышки ненависти сменяются минутами раскаяния.
Актриса театра «Манекен» Анастасия Сорокина размышляет: В центре внимания на этот раз оказывается Анни Салливан. Это ей предстоит совершить выбор между Хелен, заменившей ей дочь, и Джоном, мечтающем о собственной семье и детях. Молодой человек искренне пытается стать опорой девушкам, он не выдвигает никаких ультиматумов, в отличие от Хелен, правда, иногда бывает слишком безответственен. Хелен же ведет себя как эгоистичный ребенок, ревнующий свою мать, и требует от Анни очередной жертвы.
В свое время Оскар Уайльд сказал: «Жертвоприношение нужно запретить законом. Оно развращает того, кому приносишь жертву». В результате две разрушенных судьбы - Анни и Джона, который спивается. Ради чего? И стоит ли одна судьба двух других взамен? Вопросов в спектакле больше, чем ответов. «Он ушел, потому что понял, что он здесь лишний», - считает актриса Галина Кувшинова. В отличие от первой части дилогии, продолжение истории об Анне Салливан и ее воспитаннице не стало столь популярным. В той же Америке «Сотворившую чудо» имеют в своем репертуаре практически все театры, в то время как вторую часть истории редко берут к постановке. И это понятно. История о превращении звереныша в человека более подходит для национальной легенды, нежели обычная любовная драма. К тому же первая часть завершается традиционным хэппи-эндом, а финал пьесы «Понедельник после чуда» трудно назвать счастливым, скорее наоборот. Пресловутая американская мечта не выдержала столкновения с действительностью. За все в жизни нужно платить, а за чудо - в двойном размере. Художественный руководитель театра «Манекен» Юрий Бобков говорит: «У меня сразу же была идея поставить дилогию». Режиссер намеренно избегает прямых связей с предыдущей работой. С этой целью он даже вводит новых исполнительниц на роли Анни Салливан и Хелен Келлер. Его позиция понятна - спектакль вполне самодостаточен, без дополнительных пояснений его могут смотреть и зрители, не знакомые с историей о чуде. С другой стороны, именно трансформация характеров персонажей особенно интересна: благородство, самоотречение, преданность, заданные на самой высокой ноте в первой части сменяются эгоизмом, ревностью, меркантильностью во второй. И если начальная история рассказывала о рождении из зверя человека, то вторая повествует о превращении человека в личность. По замыслу драматурга, Хелен пытается постичь, что же такое любовь. Она понимает, что любовь и счастье не всегда являются синонимами, и это осознание приводит ее к философии. По замыслу режиссера, пройдя через искушения и страдания, героини понимают, что призваны до конца жизни быть друг другу верны. Остается признать, что судьба брошенных женщин все же очень печальна.
| |