|
Выдающемуся режиссеру, основателю, но уже не руководителю, театра «Школа драматического искусства» Анатолию Васильеву сегодня исполняется 70 лет, юбилей режиссер решил провести за границей. О том, почему, задумался обозреватель радио «Вести ФМ» Григорий Заславский.
Анатолий Васильев - не первый, кто в день рождения скрывается от поздравлений, отправляясь за границу. Разница в том, что тот или другой, отметив круглую дату в кругу самых близких, потом возвращается - и следует какой-то праздничный вечер, ведь к 70 годам, а Васильеву сегодня ровно 70! - уже складывается более или менее очевидная программа такого торжественного вечера.
Телеграмма от президента, от премьер-министра, орден, благодарность министра культуры, поздравления учеников, капустник от юной поросли, а в финале сам юбиляр со слезой умиления произносит прочувствованные слова.
Васильев спрятался от поздравлений, говорят, во Франции, но и после его возвращения - говорят, он вернется в Москву в июне, - никаких юбилейных вечеров не планируется. А где проводить? А что и кто скажет, помимо очевидного и всем понятного, что Анатолий Александрович - один из самых известных в мире русских режиссеров, его спектакли изучают, о нем самом написаны уже книжки, не одна и не две... Все, кто видел в театре Станиславского «Взрослую дочь молодого человека», потом - первый вариант «Вассы Железновой», а потом - «Серсо» на Таганке, а потом - все, что он делал, что показывал и никому не показывал в подвале на Поварской - в созданной им «Школе драматического искусства». Все, кто видел, уже не забудет о спектаклях Васильева - не как о мертвом, хорошо или ничего, а - захлебываясь, потому что это был какой-то прорыв на чужие территории, это был какой-то новый театр, как всякий новый театр, заглядывавший за какие-то пределы и границы, то есть - безграничный театр.
Потому, такое было впечатление, актеры в его «Школе проводили круглые сутки, не выходя на свет божий, а про самого Васильева ходили легенды: уже когда у театра появилось новое здание на Сретенке, - что он репетирует с утра до вечера "Евгений Онегин" на Поварской, а потом переезжает на Сретенку и продолжает что-то другое репетировать там, сутки напролет. Глядя на него, в это можно было поверить.
Разбрелись его актеры и ученики: Яцко ставит на Сретенке, Юхананов открыл свою театральную школу, Коляканова время от времени снимается в кино, Чиндяйкин - играет в МХТ, у Табакова. Театр - вещь эфемерная, как рассказать на пальцах сегодня, чем был Васильев в конце 80-х, раньше и позже?
Когда в Москве поменялось культурное начальство, первое, о чем сказал во всеуслышание Сергей Капков - надо вернуть в Москву Анатолия Васильева. Они встретились, долго говорили, договорились, что Васильев вернется и откроет на Поварской школу для педагогов, для тех, кто уже овладел секретами мастерства. В каком-то смысле - школа волшебников или, если попроще, курсы повышения квалификации.
С той встречи прошел почти год. Васильев так и не вернулся, то есть, поскольку он не эмигрировал, да и само понятие отъезда и возвращения сильно поменялось за прошедшие десятилетия, Васильев то уезжает, то приезжает. Встречается и разговаривает с кем-то из учеников, но того возвращения, которого ждали и которому успели уже обрадоваться, к сожалению, так и не произошло.
И это очень жалко, поскольку, когда человеку исполняется 70 лет, хочется его поздравить как-то достойно, как он заслуживает, а с Васильевым сегодня это не получится.
| |