|
К высшей мере за критические статьи в блоге иранская прокуратура требует приговорить к смерти известного иранского блогера и журналиста Хусейна Дерахшана. Он вел блог на фарси, когда проживал в Канаде и Великобритании. После возвращения на родину был арестован. Дерахшана обвинили в работе на вражеские правительства и оскорблении мусульманских святынь. Обсудим эту историю с известным интернет-экспертом Антоном Меркуловым, он на прямой связи со студией радио «Вести ФМ».
«Вести ФМ»: Антон, здравствуйте! Может быть, у вас есть еще какие-то известные детали? И вообще, как воспринимают всю историю в блогосфере?
Меркулов: Смотрите, понятное дело, что Иран давно известен тем, что закрывает социальные сети, какие-то коммуникационные сервисы и сайты и вообще зонирует Интернет, что в свою очередь порождает большое количество оппозиционных блогов и каких-то сайтов. Но вот досражались, в конце концов, один коллега попал, и, видимо, ему грозит смерть. С одной стороны, конечно, сообщество в Интернете в цивилизованных странах выступает против того, чтобы так жестоко расправлялись с блогером, но не понятно, чем все закончится.
«Вести ФМ»: Антон, скажите, пожалуйста, как вычислили Дерахшана иранские спецслужбы? Он что, вел блог под своим настоящим именем?
Меркулов: Смотрите, вот вопрос вычисления кого-либо в Интернете ужа давно не стоит. И все иллюзии о том, что мы можем скрыться, не более чем иллюзии. Но есть несколько сайтов, где подробно описано, в том числе, как можно скрыться, они специально сделаны для таких, как он, для оппозиционных журналистов по всему миру, и там есть какое-то количество способов, как писать так, чтобы тебя не засекли спецслужбы. Но в общем и целом, видимо, они оказались сильнее.
«Вести ФМ»: А вот то, что Дерахшан писал на фарси, это ему сослужило хорошую службу или наоборот привело к тому, что его поймали?
Меркулов: Вполне вероятно. Даже не то, что поймали, а именно то, что это было на фарси, являлось... Если бы это было рассчитано на, предположим, европейскую публику и англоязычную аудиторию, таких ресурсов и таких оппозиционных людей, которые пишут, достаточно много, и, видимо, пока к ним нет такого серьезного интереса, как к нему. А так как это было рассчитано на внутреннюю аудиторию страны, то есть как раз на оппозицию, то, видимо, это и послужило даже не поводом для ареста, скорее, а поводом для его вычисления.
«Вести ФМ»: Антон, и еще вот такой вопрос. А как можно интернет-средствами, что называется, защитить Дерахшана? Может быть, какую-то мощную волну протеста организовать в Интернете, там, не знаю, вирусами запугать секретные сайты Ирана?
Меркулов: Смотрите, последние какие-то действия иранской оппозиции были организованы через социальную сеть «Твиттер». Если интернет-сообщество создается, и его мнение будет услышано, в чем я, кстати, сильно сомневаюсь, иранским правительством, то вполне возможно, что там впишется какой-нибудь ООН, ЮНЕСКО, еще кто-нибудь.
| |