|
Дать новую жизнь гордости советской авиации – сверхзвуковому самолету Ту-144 пытаются энтузиасты на аэродроме Жуковский. Программа-максимум – поднять борт в воздух. Идеей заинтересовались немцы, которые хотят построить свой сверхзвуковик. Специалисты из Технического университета Гамбурга хотят исследовать наш единственный пригодный для восстановления экземпляр ТУ-144. Чтобы узнать поподробнее о легендарной «тушке», «Вести ФМ» связались с экспертом, главным редактором журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексеем Синицким.
«Вести ФМ»: Алексей, как Вы оцениваете возможность, да и, наверное, целесообразность восстановления Ту-144?
Синицкий: Возможность оценить трудно, это должны решать люди, которые непосредственно взялись за эту задачу. Теоретически говоря, возможно все! Вопрос в том, сколько времени, сил и денег вы готовы на это положить! А что касается целесообразности, то тут трудно сказать однозначно. С одной стороны, это действительно эпоха советской авиации, действительно можно называть гордостью. Но, на мой взгляд, этот самолет получился неудачным, и главная проблема была в том, что тогда было партийное управление развития гражданской авиации, и во многом из-за этого и по ряду других причин самолет получился неудачным. Поэтому, с одной стороны, гордость, с другой - такой результат.
«Вести ФМ»: А действительно сверхзвуковик, по-взрослому все? Мы ж с «Конкордом» не можем сравнивать?
Синицкий: Как сравнить? Внешне он получился похожим. Дело в том, что если вернуться в историю немного назад, то была поставлена задача еще раньше построить звуковой бомбардировщик, способный долетать до Америки, реактивный. Туполев сказал, что это сделать невозможно, и сделал самолет турбовинтовой - Ту-95. В принципе, он до сих пор летает, то есть машина получилась неплохая. Мясищев сказал, что это возможно и сделал самолет, который летал какое-то время. Но через некоторое время, когда КБ Мясищева было разгромлено, его самого отправили в «почетную» ссылку, в ЦАГИ.
По ходу работ над бомбардировщиком были проведены исследования по пассажирскому самолету. И очень многие вещи там уже были наработаны. То есть были в Советском Союзе хорошие исследовательские наработки. Но при этом когда «туполевцы» взялись за эту тему, то ничего из этих наработок использовано не было. Были поставлены крайне жесткие сроки, весьма амбициозные, со стороны партийного руководства, которые были выполнены в том смысле, что самолет Ту-144 полетел раньше на три месяца, чем «Конкорд». «Конкорд», навскидку, с начала 70-х поступил в коммерческую эксплуатацию, тогда как коммерческая эксплуатация Ту-144 началась ближе к середине 70-х годов и продлилась совсем недолго. При этом поставленные параметры выполнены не были, основная линия была Москва-Хабаровск.
«Вести ФМ»: Алексей, вы заговорили об интересных наработках, а сейчас они где-то сохранились, в конструкторских бюро?
Синицкий: Сейчас все продвинулось сильно вперед. Исследования, так или иначе, продолжаются. Тут надо разделять две задачи: если мы хотим построить действительно сверхзвуковой самолет пассажирский, новый, то его с нуля и надо начинать строить, используя, конечно, и те наработки, которые были. Если восстановить единичный экземпляр, то это будет совершенно другая задача. Иметь летающий исторический самолет - это всегда хорошо!
| |