|
На базе ВМС США в Гуантанамо начинается судебный процесс по делу предполагаемых организаторов терактов 11 сентября 2001 года. Арестованный в 2003 году в Пакистане Халид Шейх Мохаммед и четыре его сообщника обвиняются в терроризме, захвате самолетов, массовом убийстве и уничтожении частной и федеральной собственности.
Военные прокуроры уже подтвердили, что будут добиваться высшей меры наказания - смертной казни.
Таблички «Не снимать» и «Не подходить» сегодня не для родственников тех, кто погиб в самых страшных трактах на территории США. С самого утра вход на американскую военную базу Гуантанамо в плотном кольце. Родственники погибших в Нью-Йорке 11 сентября (некоторым из них посчастливится присутствовать на процессе - на 6 свободных в зале мест 250 заявок) ждали этого дня десять с лишним лет. Для того чтобы посмотреть в глаза тем, кто взорвал башни-близнецы.
«Я не могу понять мысли этих людей, их цели, идеи. И этот суд уже не сможет изменить мою жизнь. После 9/11 она и так полностью изменилась», - говорит американка Тара Хенвуд.
«Странное ощущение. Скоро я увижу виновных в смерти сестры... Мы всегда так поступаем в Америке - боремся и добиваемся справедливости!» - заявляет Эдвард Брэкен.
Халид Шейх Мохаммед и четверо его сообщников предстанут перед судом в засекреченной комнате. Им предъявлено семь обвинений: сговор с «Аль-Каидой», нападение на мирных граждан, угон самолетов, терроризм, убийство трех тысяч человек. В случае признания вины, а в этом в Соединенных Штатах практически никто не сомневается, им грозит смертная казнь.
Но адвокаты подсудимых настаивают: признательные показания получены с помощью пыток, что на Гуантанамо, как известно, было делом обычным. К тому же судить Халида Мохаммеда будет военный трибунал. Это еще один раздражитель даже для американских правозащитников.
«Некоторые считают, что военная комиссия ассоциируется с показаниями, полученными в ходе пыток. Но мы подчеркиваем, что закон запрещает пытки, жестокое или бесчеловечное, а также унижающее достоинство обращение. И я уверяю, что этот процесс будет справедливым, и закон будет соблюдаться», - подчеркнул бригадный генерал Марк Мартинс.
Отличительная униформа заключенных в Гуантанамо: в белом те, кто сотрудничают с администрацией и следствием, а в ярко-оранжевом - бунтари. Их держат в одиночках. В такой одежде появляется и Халид Мохаммед. Бывший в свое время третьим лицом в «Аль-Каиде», он открыто называет себя ответственным за всю организацию терактов 11 сентября. И он ни в чем не раскаивается. На предыдущих заседаниях он читал на арабском суры из Корана, дерзил судье, настаивал, чтобы судебный художник нарисовал ему менее толстый нос.
Его поймали в марте 2003 года в Пакистане и сразу же выдали США. На первом же допросе Халид Мохаммед признался в подготовке и организации 29 терактов.
Якобы вместе с бен Ладеном он разрабатывал план нанесения ударов по Биг-Бену и аэропорту Хитроу в Лондоне, хотел взорвать АЭС в США, убить двух бывших американских президентов Картера и Клинтона, совершить теракты в Израиле, Австралии, Японии, а также собирался убить папу римского.
Дерзкая бравада, не подкрепленная, впрочем, доказательствами. Поэтому в деле лишь материалы о взрывах в Нью-Йорке.
«Правила Гуантанамо предусматривают, что вся информация будет защищена, так как касается национальной безопасности США. Поэтому я не могу говорить о том, что будет происходить во время заседания», - предупредил адвокат Джеймс Коннел.
Еще на второй день своего президентства Барак Обама распоряжался закрыть американскую базу и тюрьму на Кубе, ассоциировавшуюся с политикой непопулярного тогда Буша. Но тюрьма действует до сих пор. И судя по всему, в ближайшее время ее не закроют: процесс над террористами, очевидно, затянется не на один год. Переносить его на территорию США, посчитали в Конгрессе, небезопасно.
| |