|
Япония изучает возможность решения территориального спора с Россией на основе Советско-японской совместной декларации 1956 года, которая предусматривает передачу Японии двух из четырех южнокурильских островов.
Об этом, передает ИТАР-ТАСС, сообщило в субботу японское информагентство Киодо со ссылкой на источники в правительстве страны.
Согласно советско-японской декларации 1956 года, которую российское правительство признает, Япония в знак доброй воли получит только два острова: Хабомаи и Шикотан - и только после заключения мирного договора. Эта декларация прекратила состояние войны с СССР и восстановила между двумя странами дипломатические и экономические отношения. Но несмотря на подписанные документы, Токио требует вернуть ему три острова - Итуруп, Кунашир, Шикотан, а также архипелаг Хабомаи - и только после этого обещает окончательно заключить мирный договор.
В 2001 году тогдашние президент России Владимир Путин и премьер-министр Японии Есиро Мори подтвердили актуальность этой декларации, но дальнейшего прогресса достигнуто не было.
Последующие японские правительства, в том числе и нынешний кабмин во главе с Есихико Нодой неоднократно подчеркивали, что не считают такое решение территориального спора приемлемым. Тем не менее, по данным Киодо, недавно кабинет Ноды снова вернулся к декларации 1956 года в связи с предстоящим возвращением Владимира Путина на пост президента. Более того, в середине мая Нода собирается направить в Россию Есиро Мори, чтобы тот содействовал подготовке к переговорам японского премьера с Путиным на полях предстоящего саммита «большой восьмерки», который пройдет 18-19 мая в американском Кэмп-Дэвиде.
Японцы не первый раз связывают с фигурой Владимира Путина свои надежды на разрешение территориального спора. Незадолго до окончания второго президентского срока Путина тогдашний премьер Японии Ясуо Фукуда сенсационно сообщил, что получил от российского лидера письмо с предложением возобновить переговоры о статусе Курильских островов. Но история продолжения не получила, через несколько месяцев Фукуда ушел в отставку.
Руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов отмечает, что в последнее время Владимир Путин «подавал разные» сигналы. В предвыборной статье, посвященной внешней политике, он не упомянул Японию.
«Это можно было расценивать как сигнал ужесточения позиции России по территориальному вопросу с Японией. Но после этого, отвечая на вопрос главного редактора японской газеты, Путин очень развернуто осветил свою позицию по российско-японским отношениями. Он высказал намерение искать взаимоприемлемое решение по территориальному вопросу. В том числе он коснулся этой декларации и подтвердил, что будет решать вопрос на ее основе. Это и дало основания говорить о том, что Россия не исключает того, что будет реализована эта декларация и то положение, которое в ней записано - передает два острова», - рассказал Кистанов газете ВЗГЛЯД.
В преддверии президентских выборов Владимир Путин в интервью редакторам иностранных газет заявил, что решение территориального спора с Японией может быть найдено.
«Мне представляется, что в конечном итоге мы сможем найти это решение на пути увеличения объема нашего взаимодействия. Нам нужно добиться такого состояния, когда решение этих вопросов территориального характера перестанет быть чем-то существенным и вообще уйдет на второй план, чтобы мы воспринимали друг друга не просто как соседи, а как искренние друзья, которые заинтересованы в развитии наших экономик, контактов. И в этом контексте обеим сторонам легче будет принимать компромиссные решения», - сказал Путин.
Кистанов отметил, что слова Путина «очень обнадежили многих японских аналитиков, поскольку по поводу Медведева они потеряли всякие иллюзии» (главным образом этому послужил визит главы государства на Кунашир). «Путин в период своего прежнего президентства делал примирительные заявления. В 2001 году с тогдашним премьер-министром Японии Есиро Мори они подтвердили, что декларация не утратила силу. Потом все это было разгромлено», - напомнил Кистанов.
Однако он считает, что все надежды японцев на успешные переговоры могут оказаться тщетными. Кистанов напомнил про недавнее интервью с неназванным помощником президента России по внешнеполитическим вопросам, который заявил, что ни один российский лидер не передаст японцам острова.
«Получаются разнонаправленные сигналы. В России говорят, что ни один президент острова не отдаст, а японцы надеются, что они смогут чего-то там получить, по большому счету, все четыре острова. Но если Путин говорит, что он будет искать компромиссы с Японией по решению этого вопроса, то, наверное, не за счет передачи островов», - подчеркнул Кистанов.
В свою очередь ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, доктор политических наук, профессор университета Такусёку (Токио) Василий Молодяков, который живет в Японии с 1995 года, заверил газету ВЗГЛЯД, что новость информагентства Киодо для японцев оказалась «сногсшибательной» и к этому сообщению «надо отнестись всерьез». Эксперт добавил, что это не означает пересмотр японским правительством своей точки зрения, «но это значит, что оно допускает и другую точку зрения».
«Для Японии это колоссальный поворот, что вариант о декларации 1956 года хоть как-то начинает рассматриваться. Мне неоднократно приходилось говорить представителям правительственных структур Японии, что единственная возможная законодательная основа для двустороннего диалога, причем не только по территориальному вопросу, но и вообще о перезагрузке российско-японских отношений - декларация 1956 года», - сказал Молодяков газете ВЗГЛЯД.
По его словам, сообщение могло неслучайно попасть в информационное поле накануне инаугурации Путина. «Не есть ли это с японской стороны "подарок" Путину к инаугурации? Но у меня встречный вопрос: нужен ли Владимиру Владимировичу такой подарок и как отреагирует на него Россия? Восприятие японскими официальными лицами России запаздывает лет на 10. Если бы японцы выступили с такой инициативой в 90-е годы при Борисе Ельцине, то вполне возможно, что территориальная проблема давно была бы урегулирована. Но японцы до последнего дня стояли на позиции передачи им четырех островов и в лучшем случае, как они сами говорили, собирались еще раз разъяснить российскому правительству свою позицию. Трудно представить более комичную ситуацию. Российская сторона прекрасно знает, какова позиция Японии и понимает, что это тупик», - сказал Молодяков.
Эксперт указал также, что при этом декларация остается непопулярной в обеих странах. Для России она предусматривает передачу двух островов как акт доброй воли при заключении мирного договора, а Японцев не устраивает то, что в документе нет заветных слов о возвращении им всех Южно-Курильских островов.
«Японцы до сих пор прибывают в странной уверенности, что могут получить заветные четыре острова. Правда, они деликатно умалчивают, что это не четыре острова, а 21, потому что в Японии словом Хабомаи называют группу островов. Просто они верят, что надо сказать российской стороне какое-то волшебное слово, нажать какую-то секретную точку и Россия эти острова отдаст. Чем объяснить эту совершенно непонятную, но упорную веру в то, что такой вариант возможен, я, честно говоря, не знаю», - признался Василий Молодяков.
Однако полагает он, у японцев возник фетиш в связи с возвращением Владимира Путина в Кремль и его словами о желании иметь с Японией добрососедские отношения. «Путин неоднократно говорил, что настроен на диалог, на разумный компромисс и сотрудничество. Хочу обратить внимание, что если российские аналитики говорят о перезагрузке японско-российских отношений в целом, то японцы по-прежнему все сводят к территориальной проблеме», - подытожил эксперт.
| |