|
Российский Минфин разработал очередной способ сделать использование офшоров невыгодным. В одобренных правительством «Основных направлениях налоговой политики на 2013-2015 годы» фактически предлагается облагать налогом доходы таких структур. Увенчается ли успехом новая попытка вывести российский бизнес из офшоров, выяснял экономический обозреватель «Вестей ФМ» Леонид Гурьянов.
Гурьянов: В предложениях Минфина речь идёт о том, чтобы сделать менее привлекательным вывод средств в налоговые гавани. Сейчас они используются как для оптимизации налогообложения, так и в качестве так называемых иностранных корпоративных кошельков. Например, для заключения тех или иных сделок по нормам зарубежного права. Поскольку разграничить эти цели не представляется возможным, чиновники предлагают автоматически включать в налоговую базу российских компаний прибыль их иностранных дочерних структур. Комментирует адвокат адвокатского бюро «Резник, Гагарин и партнёры» Максим Березин.
Березин: Доход, выплаченный материнской компанией в пользу иностранной контролируемой компании, включается в доход материнской компании и облагается российским налогом на прибыль. Ставка российского налога на прибыль в разы больше чем ставки в оффшорных юрисдикциях. Жизнеспособность данного института достаточно высокая, Федеральная налоговая служба обладает всеми инструментами. Единственное, что необходимо, это чётко установить в законе, когда возникает контролируемая иностранная компания, какие требования к материнской компании предъявляются. Если эти условия чётко установлены, то институт будет работать.
Гурьянов: Для того, чтобы упростить процесс взимания налогов, Минфин предлагает обязать российские компании самостоятельно раскрывать все свои иностранные аффилированные компании. Уклонение будет считаться правонарушением, и наказываться штрафами. Впрочем, главное для того, чтобы инициативы работали, это взаимодействие с властями офшорных юрисдикций, отмечает партнёр юридической фирмы «Не́кторов, Савельев и партнёры» Егор Батанов.
Батанов: Всё упирается в обмен информацией с теми юрисдикциями, через которые проводятся соответствующие операции - как наши налоговые органы будут получать информацию о том, какие компании контролируются российскими компаниями, кто их конечные собственники, какие у них размеры активов, размеры нераспределённой прибыли и так далее. Пока мы видим, что у налоговых органов большие проблемы - налоговые органы, которые даже через Интерпол смогли получить информацию о конечных бенефициарах в итоге в суде всё равно не смогли доказать необоснованность налоговой выгоды.
Гурьянов: Хотя эксперты признают, что за последнее время Россия добилась здесь значительного прогресса, заключив например соответствующие соглашения с Кипром и Люксембургом, как эти договорённости будут работать на практике ещё вопрос. Говорит юрист Егор Батанов.
Батанов: Формально государство ужесточает правила, требования к обмену информацией, однако представители этих государств в неформальных беседах говорят о том, что да, мы подписываем эти документы, чтобы не попадать в чёрный список Минфина. Но те же представители Кипра говорят, что мы понимаем, что основной бизнес нашей страны это такие структуры, которые используются в основном российскими компаниями, мы не собираемся терять этот бизнес, мы будем делать всё, чтобы по факту российские налоговые органы получали минимум информации.
Гурьянов: Скептики отмечают, что российские компании, зарабатывающие на оффшорных схемах, найдут способ скрыть аффилированность с теми или иными зарубежными структурами.
| |