|
5 мая в Большом театре накануне состоялась премьера балета «Драгоценности».
Говорят, что этот знаменитый спектакль Джордж Баланчин придумал, любуясь ювелирными украшениями в одном из бутиков на Пятой Авеню в Нью-Йорке. Подробнее - культурный обозреватель радио «Вести ФМ» Анна Кочарова.
Занавес открывается - и зрительный зал в восхищении. Первый балет трилогии называется «Изумруды». Сцена оформлена лаконично: черный занавес и подобие сияющих изумрудов на сцене. Тем удивительнее смотрятся костюмы, которые переливаются кристаллами, а на некоторых костюмах - их более 300 штук. Аналогично оформлены и другие части - после «Изумрудов» следуют «Рубины» и «Бриллианты». Свои «Драгоценности» Джордж Баланчин сочинил в конце 60-х годов для Нью-Йоркского балета. С тех пор постановка считается классикой и украшает лучшие сцены мира. Один из солистов Большого Александр Волчков работу над этим спектаклем сравнивает с работой ювелира.
«Баланчин создал просто "камни", которые в каждую труппу привозят его последователи, его ученики. И каждый театр из этих "камней" создает уже "драгоценные камни", произведения искусства», - полагает Волчков.
С солистами Большого над «Драгоценностями» работали танцоры, для которых когда-то знаменитый хореограф и создавал спектакль. Фонд Баланчина пристально следит за соблюдением любых мелочей при постановках. Тем удивительней тот факт, что Большой театр получил право на создание собственного оформления балета. На подобный шаг фонд идет редко. Но именно это и будет отличать эту постановку от других версий, рассказывает солистка Евгения Образцова.
«В первую очередь это оригинальность декораций и костюмов, которые использованы здесь, в Большом театре, и сделаны специально для этой постановки. Я считаю, что это очень здорово, что есть какая-то особенность, некий эксклюзив», - считает Образцова.
При создании костюмов художник Елена Зайцева, руководствовалась музыкой и задумками Баланчина. Первая часть - «Изумруды» - наполнена романтизмом. Это отразилось и в костюмах, подчеркивает Зайцева.
«Здесь есть ассиметричная отделка, которая не очень характерна для балетного костюма. Ассиметричная отделка на юбке, размытые, нежные линии. То же самое касается мужского костюма. Вторая часть балета - это "Рубины", музыка Стравинского, очень острая, яркая. Считается, что это часть для Баланчина ассоциировалась с Нью-Йорком, тогда как первая - с Парижем. И эти костюмы напоминают джазовое платьице, очень коротенькое, резкое, острое», - рассказывает Зайцева.
Впрочем, несмотря на всю роскошь сценического оформления, главенствуют на сцене танцоры, говорит руководитель балета Большого Сергей Филин.
«В этих балетах есть всё, чем сегодня владеет, обладает и может, действительно, похвалиться балет Большого театра. В балете задействованы такие блистательные артисты, обладающие невероятной энергетикой, джазом и любой остротой танца.
Сергей Филин уверен, что этот спектакль не только займет достойное место в афише Большого, но и в принципе войдет в историю постановок "Драгоценностей" Баланчина на разных мировых площадках. Премьерные спектакли продлятся до 10 мая. Уже известно, что "Драгоценности" повезут на ближайшие гастроли в лондонский Ковент-Гарден.
| |