Какой бы ни была конфигурация нового правительства, премьеру Медведеву, который, скорее всего, возглавит кабинет министров, придется решать задачи, поставленные Медведевым-президентом.
Да и избранный президент Владимир Путин намекал неоднократно, что Дмитрию Медведеву, как никому другому, будет с руки реализовывать собственные программы по модернизации экономики, борьбе с коррупцией и тотальной приватизации госкомпаний.
Сам Медведев за последние месяцы подписал серию масштабных поручений правительству, сроки выполнения которых выходят за временные пределы уходящего кабинета министров, слагающего полномочия перед новым президентом.
Одним из важнейших вопросов, требующих решения, станет проблема страховых взносов. Принятое ранее временное решение этого вопроса остается в силе только до 2014 года. По данным экспертов, обсуждение страховых взносов было вынесено за рамки избирательной кампании, поскольку оно неизбежно связано с дискуссиями на тему пенсионного возраста и объема пенсионных прав граждан. При этом высокопоставленные чиновники правительства признавали, что вариантов решения этой задачи немного. Как, впрочем, и времени, поскольку дефицит Пенсионного фонда в объеме более 1 трлн руб в год грозит быстро окончательно разбалансировать всю пенсионную систему. «Здесь надо думать о повышении пенсионного возраста, надо принимать решение о том, будут ли граждане сами вносить взносы на свои пенсионные счета или не будут, - отмечает научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин. - Сразу встает вопрос - а откуда они возьмут на это деньги? Значит, нужно решать проблему зарплат».
Вопрос поиска дополнительных доходов для правительства Медведева будет, пожалуй, одним из главных, ведь при заявленных планах по модернизации здравоохранения и образования, по увеличению расходов на нужды вооруженных сил правительству необходимо сбалансировать главный финансовый документ страны, а к 2015 году и вовсе выйти на бездефицитный бюджет.
Правительству Медведева предстоит решать и поставленные верховным главнокомандующим Медведевым масштабные задачи по перевооружению армии и флота. Так, по замыслу военачальников, доля российских вооружений и техники к 2020 году должна достигнуть 70 проц. Эта амбициозная программа стоила кресла вице-премьеру министру финансов Алексею Кудрину, который открыто не согласился выделить на заявленные цели из бюджета на ближайшие 8 лет более 20 трлн рублей.
Кроме того, правительству предстоит контролировать средства в рамках федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса 2011-2020», объем которой - 3 трлн рублей. Средства предполагается выделять на закупки станков и техническое перевооружение предприятий российской «оборонки». Неудачу с гособоронзаказом 2011 года будущее правительство должно воспринять как назидание. При этом надо учесть, что выполнение заявленных планов зависит от стабильных цен на энергоресурсы.
На этом фоне масштабная приватизация госкомпаний, анонсированная в период президентства Медведева, пока идет ни шатко ни валко, и именно премьеру Медведеву придется давать решительный ускоряющий импульс этому процессу. По словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, новое правительство займется этим вопросом в первоочередном порядке. «Конкретный план по приватизации будет подписан, скорее всего, новым председателем правительства после формирования кабинета министров, - сказал он. - Осталось ждать несколько недель». «Думаю, что это будет одним из актов, который будет с первой недели деятельности правительства подписан», - добавил Шувалов.
По его словам, в правительстве были споры по срокам приватизации ряда энергетических активов. «Из-за этого документ не проходил», - уточнил первый вице-премьер. Он подчеркнул, что сейчас по большей части «все развилки по этим спорам понятны».
А по мнению научного руководителя Экономической экспертной группы Евсея Гурвича, главным соперником нового правительства станет оно само. «Ему придется удовлетворять достаточно высокие ожидания, которые сформировались в прежний период, - поясняет он. - Тогда благодаря росту цен на нефть, притоку капитала быстро росла экономика, быстро росли реальные зарплаты, реальные пенсии. Сейчас вряд ли будут такие благоприятные условия».
«Задача нового правительства в том, чтобы без благоприятных предкризисных условий хотя бы частично удовлетворить все эти высокие ожидания», - считает эксперт. Для этого, отмечает он, «надо проводить активно реформы, чтобы повысить инвестиционные спрос, увеличить прямые иностранные инвестиции, активизировать конкуренцию, снять барьеры во внешней торговле».
Однако правительству Медведева предстоит решать и другие вопросы, не связанные напрямую с финансовыми вливаниями. Так, например, Владимир Путин подчеркивал, что решение о возможном возврате зимнего времени должно приниматься самим Дмитрием Медведевым, изменившим ход времени в 2011 году. Тогда это вызвало как волну одобрения, так и массовые ответные просьбы вернуть все как было. Согласно распределению обязанностей, вопрос, что делать с временем, как раз находится в компетенции правительства. Учитывая противоречивые настроения в обществе, можно ожидать, что обновленный кабинет министров, как минимум, не обойдет этот вопрос.
Как бы то ни было, новому кабинету министров придется доказывать свою состоятельность и эффективность, оправдывать доверие общества, что на фоне правительства Путина, которое не без оснований называют самым сильным и профессиональным за всю новейшую историю России, будет не так-то просто сделать. Но права на неудачу у него нет.
Обозреватель ИТАР-ТАСС Михаил Щербаков