|
О «пробных» и смешанных браках, а также о том, почему девушки в России ищут «папика», в то время как мужчины предпочитают видеть жену «за плитой», рассуждает профессор Санкт-Петербургского университета, социолог Зинаида Сикевич.
- Разговор о межнациональных браках выводит на другой актуальный вопрос - о моделях современной семьи. Советский партнерско-товарищеский вненациональный союз мужчины и женщины подвергается агрессивным атакам и традиционалистов, пытающихся вернуть архаическую модель семьи с мужем-главой и женой на вторых ролях, и сторонников свободных союзов, ЛГБТ- активистов и других носителей постмодернизма. Как вам кажется, кто в этих атаках более успешен - традиционалисты или постмодернисты?
- Самое, вероятно, парадоксальное - это то, что архаическая модель семьи в России так и не была ни разу преодолена окончательно. «Муж - голова, а жена - шея» для русской семьи актуально на все времена.
И при советской власти партнерский тип семьи существовал скорее как исключение, чем правило. Во всяком случае, так было с середины тридцатых годов, когда со стороны государства были предприняты успешные попытки вернуть женщину к ее традиционным ролям и благополучно забыть идеи Инессы Арманд и Александры Коллонтай о женском равноправии.
Другое дело, что женщины в советское время считали для себя естественным сочетать роль работника и роль хранительницы домашнего очага. Таким образом, для любой советской жены всегда существовала «вторая смена» по обслуживанию мужа и детей.
Сегодня, на фоне дальнейшей модернизации гендерных и семейно-брачных отношений на Западе (идеология унисекс, ориентация на так называемый гражданский брак, т.е. сожительство), в России наблюдается фактически регресс в этой сфере. Молодая женщина сегодня предпочитает не работать, а жить на средства мужа. Но тогда, согласитесь, естественно, что она должна смириться со своей «второй ролью».
Многие девицы в России «в поисках мужей» ищут не просто состоятельного человека, способного их содержать на должном уровне (а он включает, условно говоря, набор из «брюликов», дорогую иномарку, фитнес-клуб, шопинг и прочие атрибуты «красивой жизни»), но и готового мириться с их нежеланием и неумением вести домашнее хозяйство.
Причем это идеал не только малообразованной провинциалочки, но и немалого числа студенток. Иными словами, мужчина - «папик» - превращается в желанную добычу. Конечно, в реальности этот идеал находят немногие девушки.
Может показаться, что я говорю излишне жестко. Наверное, потому, что лично я никогда «не сидела на шее у мужа», и спокойно, не думая, тратила только собственные, т.е. заработанные мною деньги, что, конечно, вовсе не значит, что в моей семье нет общего "кошелька", в который вкладываются и мои, и мужнины деньги.
Вероятно, это скорее европейская, а не русская, модель семьи, не слишком, мягко говоря, востребованная у нас в силу архаических представлениях о мужских и женских ролях.
Что же касается «сторонников постмодернизма», то я бы скорее говорила о «сторонницах» этой модели. Типичного русского мужчину более чем устраивает традиционная русская жена «за плитой», которой он, если захочет, даст денег, а не захочет - не даст. Жена, которая держится за него, потому что боится потерять средства к существованию и поэтому готова терпеть пьянки, измены, хамство, даже побои - ведь говорят, «бьет, значит любит».
Партнерские отношения в семье несколько типичнее для двух столиц и супругов с высшим образованием, в целом же по России доминирует традиционная модель с ее вариациями (жена-хозяйка и жена-дорогая кукла). Кстати, во втором выборе я даже особенно не винила бы женщин - разве не этот идеал им уже лет 20 навязывает женский «глянец»?
- Можно ли дать приблизительную оценку - какой процент русских россиян склоняется к какому типу семьи? Наш интернет-опрос, например, дает такое распределение.
- Я думаю, что данные этого опроса дают более или менее точное представление об ориентациях молодых горожан - активных пользователей Интернета. Но они ни в коей мере не отражает представления «генеральной совокупности», т.е. населения России. Ведь даже среди молодежи, «сидящей в чатах», далеко не каждый заглядывает в сайты, публикующие всякого рода опросы.
Вообще, как профессиональный социолог я скептически отношусь ко всякого рода опросам в СМИ, не только в Интернете. Ведь из них выпадает инертная по разным причинам часть людей, которые существенно обусловливают и социальные ожидания, и нормы, и пристрастия, в том числе политические.
- А если говорить о регионах России с высокой долей нерусского населения, что происходит с семейными моделями там? Архаизация идет быстрее?
- Это касается только тех регионов, жители которых исповедуют ислам. Сегодня влияние норм шариата на обыденную жизнь и, в частности, на семейно-брачные отношения усиливается.
Так, судя по данным исследований, стремительно падает число браков между мусульманами и православными, которые в советские «атеистические» времена были нередки, особенно в Средней Азии, где даже считалась престижным иметь «русскую жену» и называть детей «русскими именами».
В нынешней ситуации религиозного возрождения брак между мусульманкой (особенно из Северного Кавказа) и православным мужчиной фактически исключен.
Мусульманин может женится на иноверке, если та принимает ислам (такие случаи сегодня имеют место, хотя и они не слишком типичны для современного «брачного рынка»).
Примечательно, что возрождение православия слабо повлияло на семейно-брачные установки своих приверженцев. Особенно в отношении многодетности, отказа от абортов и разводов.
Так что архаизация, о которой вы говорите, не повсеместна. Если, конечно, не считать ее признаком увеличение числа домохозяек среди молодых женщин, но об этом я уже говорила.
- В последнее время стала заметна новая тенденция - некоторые молодые русские предприниматели предпочитают жениться на восточных девушках, например, чеченках или дагестанках, с одной стороны, получая абсолютно преданных жен, с другой, заручаясь поддержкой национальных диаспор, с которыми связаны жены. Как вам кажется, такой механизм интеграции может быть эффективен в России?
- Полагаю, что отдельные случаи нельзя назвать тенденцией. Довление мусульманских традиций и весьма вероятное сопротивление родителей потенциальной невесты такому браку - серьезное препятствие его заключению.
Специальных исследований на эту тему я не проводила, но знаю по меньшей мере пять случаев, когда родители мусульманки стали непреодолимой преградой счастью своей дочери. В двух случаях девочки (это были мои студентки) поступили наперекор родителям, вышли замуж за русских мужчин, после чего отношения с родственниками фактически прервались, в трех случаях девушки покорились воле родителей и вышли замуж за «своих».
Хочу специально подчеркнуть, что лишь двое из них были с Северного Кавказа, а трое - татарки, хотя считается, что уровень ценностной модернизации татар довольно высок.
Что же касается «механизма интеграции», то на уровне брачно-семейных связей сегодня он вряд ли возможен - этому препятствует этнокультурное возрождение «нерусских» народов России. Такого рода возрождение, с одной стороны, есть восстановление во многом прерванной этнической идентичности, и это нельзя не приветствовать, но, с другой - неизбежная архаизация и регресс.
- В России существует представление, что западная семья - это преимущественно свободный союз с высокой степенью независимости мужа и жены. Насколько верно такое представление и каковы последние тенденции - не идет ли в Европе возвращение к более традиционной модели семьи?
| |