|
В ближайшие годы российский авиапарк пополнится «Боингами» нового поколения. Соглашение об этом было подписано компанией «Боинг» и госкорпорацией «Ростехнологии». Примечательно, что делать новые самолеты будут из российского титана.
В ближайшие годы российские авиалинии пополнятся 50-ю «Боингами-737» нового поколения. Соглашение об этом было подписано на Международном инвестиционном форуме «Сочи-2010». Контракт оценивается почти в 4 миллиарда долларов. Однако благодаря давнему сотрудничеству «Боинга» и госкорпорации «Ростехнологии», самолеты обойдутся России на треть дешевле. Дело в том, что в американских лайнерах есть и российские технологии. Прежде всего - детали из российского титана, произведенного в небольшом уральском городке Верхняя Салда.
«Сегодня был замечательный день как для "Боинга", так и для России. Я думаю, это крупнейший контракт, который мы подписали в этом году», - заявил Джеймс Албау, президент и генеральный менеджер компании «Боинг-Гражданские самолеты».
«Я сегодня сказал, что "Боинг" сейчас получает 25% титана для своего производства. На самом деле, гораздо больше - 35%, а может уже к 40% приближается. Вы хоть и говорили, что в начале пути были некоторые сомнения по поводу стабильности наших отношений, но поскольку они развиваются, и объемы сотрудничества растут, я так понимаю, что эти все сомнения давно уже ушли в прошлое», - сообщил премьер-министр России Владимир Путин.
Именно поэтому президент компании «Боинг - Гражданские самолеты» Джеймс Албау и глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов отправились на Урал на «ВСМПО-АВИСМА» - крупнейшее предприятие по производству титана. Джеймс Албау побывал в Верхней Салде впервые и не скрывал своего восхищения.
«Предъявляемые в корпорации "ВСМПО-АВИСМА" требования к качеству продукции поражают. Для нашего нового лайнера "Боинг-787" мы выбрали российский титан. По нашему мнению, это показатель его высокого качества. Должен признаться, что я очень сильно впечатлен и рад, что приехал сюда», - рассказал Джеймс Албау.
Титановые конструкции «ВСМПО-АВИСМА» сегодня можно найти в ракетах, подводных лодках, кораблях и даже внутри человеческого организма. Однако главные потребители титана - авиационные гиганты.
Известные конкуренты гражданского авиастроения - «Боинг» и «Эйрбас» - в своем выборе едины: если титан, то российский. Но «Боинг» пошел дальше. Уже год в Верхней Салде работает совместное предприятие с трудно произносимым по-русски, но знаковым названием - «Урал Боинг Мануфэкторинг». Здесь осваивают технологию производства готовых узлов и деталей для американских лайнеров.
Выбор «Боинга» в пользу российского титана не случаен. Титан довольно распространенный элемент в земной коре. Его месторождения - по всему миру. Однако работать с ним умеют немногие. Корпорация «ВСМПО-АВИСМА» - единственная в мире компания полного цикла переработки титана. Не пропадает даже титановая стружка. Она идет на вторичную переработку.
Производство титана - сложнейший технологический процесс. Так выглядит титановая губка или шихта - первичное сырье. После прессования губка отправляется в самую «горячую» точку предприятия. Это крупнейший плавильный цех титана в мире. В таких вакуумно-дуговых печах делают титановые слитки. Печь - своеобразный бронешкаф, способный выдержать температуру до 3000 градусов.
«Крылатый металл» не должен иметь пустот. Даже микроскопическое нарушение может привести к авиакатастрофе. Чтобы выровнять структуру, слитки для авиации проходят 2-3 переплавки. Один цикл под постоянным наблюдением специалистов длится почти сутки.
«Ток, напряжение, вакуум. Как говорится, три параллельные прямые - это основа качественного процесса плавки», - объяснил Виктор Власов, оператор-плавильщик.
Весьма поразили американцев уникальные прессы уральцев. Вот этот - единственный в мире. С усилием в 75 тысяч тонн он штампует крупные детали для самолетов. В Америке такие детали варят из 4-х частей. Здесь же - несколько прессований и цельная штамповка крепления шасси к крылу готова.
Заказы на российский титан растут в геометрической прогрессии. Поэтому недавно в эксплуатацию запущен еще один пресс - «шеститысячник».
«1000 тонн каждый месяц добавки раскова. Это сокращает производственный технологический цикл и увеличивает объемы. То есть работает на то, чтобы вовремя исполнять заказы», - рассказал Николай Мельников , первый заместитель генерального директора ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА».
Главная заслуга последних лет - производство крупногабаритных «черновых» штамповок для самолетов.
«Вся технология здесь 100% наша, все программы управляющие, весь инструмент, полностью подборка тоже производилась нашими специалистами здесь. Это 100-процентное ноу-хау, все это наше», - сообщил Сергей Евстигнеев, начальник цеха крупногабаритных штамповок.
Сотрудничество с «Боингом» приносит и технологические результаты. «Урал Боинг Мануфэкторинг» укомплектован новейшими 5-координатными станками американского производства. Вопрос об их поставке в Россию подтвержден отдельным разрешением президента США. Это можно расценить, как вещественное доказательство долговременного сотрудничества двух стран в авиастроении.
«У нас кооперация с "Боингом", видите, все углубляется, расширяется. За последние 5 лет значительные изменения произошли на самом предприятии. И создано вот это прекрасное совместное производство. И то, что мы приобрели 50 самолетов "Боинг" - это тоже, в общем-то, результат нашего совместного труда». - считает Сергей Чемезов, генеральный директор ГК «Ростехнологии».
Теперь американская сторона не только делится технологиями, но и обучает наших специалистов. В Верхней Салде делают готовые детали для лайнеров «Боинга». Дело - за российскими заказчиками.
| |