|
Один из основателей нового российского кино Валерий Тодоровский отмечает юбилей. Сегодня известному режиссеру, сценаристу и продюсеру исполняется 50. Уже его первые фильмы «Любовь», «Подмосковные вечера», «Страна глухих» получили высокие награды на международных фестивалях, а за последние десятилетия Тодоровский стал признанным мастером современного отечественного кино.
«В моей жизни есть только кино» - так Валерий Тодоровский отвечает на вопросы журналистов о своих хобби, личной жизни или свободном времени. О том, чтобы посвятить себя чему-то, кроме кино, не могло быть и речи. Сын выдающегося режиссера Петра Тодоровского буквально вырос на съемочной площадке. С детства знал, как крепятся декорации, развешиваются осветительные приборы и работают камеры. Однако свою творческую карьеру Валерий Тодоровский начал как сценарист. В конце 80-х он работал над созданием таких картин как «Человек свиты», «Гамбринус», «Над темной водой» и «Циники». Талант Тодоровского-сценариста очень помог ему как режиссеру, считает кинокритик Лариса Малюкова:
«Вот эта часть - драматургическое видение - очень важная для его фильмов, и в 90-е одни из дорогих для меня открытий были именно картины Тодоровского. Как свежий ветер была небольшая картина "Любовь", в которой он выступил и как драматург, и как режиссер, и вообще в его лучших картинах, мне кажется, эти вещи очень связаны».
Именно картиной «Любовь» Тодоровский заявил о себе как о многообещающем режиссере. Фильм был отмечен критиками и фестивальными наградами. С него началась блестящая карьера Евгения Миронова. Вторая лента Тодоровского «Подмосковные вечера» собрала звездный состав: Дапкунайте, Машков, Фрейндлих, Леонтьев. Фильм стал фаворитом премии «Ника» 1994 года и сделал Тодоровского одним из самых известных молодых режиссеров страны.
Несмотря на успех, Тодоровский не стремился делать коммерческое кино. Зато продолжил экспериментировать с жанрами и актерским составом. На главные роли в теперь уже культовую картину «Страна глухих» он пригласил начинающих Чулпан Хаматову и Дину Корзун. Этот фильм показал Тодоровского как режиссера с почти абсолютным слухом, считает Лариса Малюкова:
«Мне кажется, это очень внутренняя история, это история чуткого художника, который слышит, что происходит в стране. Недаром тема глухоты его очень волнует».
Принципиально новым шагом в карьере Тодоровского стал киномюзикл «Стиляги». Съемки этой дорогостоящей и трудоемкой картины несколько раз приостанавливали: не хватало ни денег, ни времени на обучение актеров хореографии и музыке. Но упорство Тодоровского окупилось с лихвой - «Стиляги» стали хитом. Хотя изначально мало кто верил в успех, признался режиссер, когда ему вручали премию «Золотой Орел» за лучший фильм:
«Огромное спасибо, что наш легкий жанр, который вызывал очень у многих, мягко говоря, скепсис, оказывается, в России оценен. Оказывается, можно петь, танцевать, рассказывать серьезные истории на экране».
Последние годы Валерий Тодоровский все больше времени уделяет продюсированию. Под его началом вышло более 30 фильмов и телесериалов, неизменно пользующихся большим зрительским успехом. Однако в то, что Тодоровский совсем ушел из режиссуры, критикам и зрителям верится с трудом. Да и главную свою мечту - снять комедию - режиссер пока не осуществил.
| |