|
Позиция России в отношении НАТО зависит от того, каким будет альянс в обозримом будущем. Ответ на этот вопрос должна дать новая стратегическая концепция НАТО. Об этом, а также о том, какова позиция членов Совета безопасности ООН в отношении Ирана и как продвигаются переговоры по иранской ядерной проблеме, еще до выступления Махмуда Ахмадинежада в интервью программе «Вести в субботу " телеканала “Россия” рассказал глава МИД РФ Сергей Лавров.
- Если уж мы работаем совместно, если наши западные партнеры постоянно подчеркивают необходимость сохранять единство по Ирану, то нам надо определиться, все-таки, будем мы едины во всем, или Совет безопасности будет использоваться для того, чтобы достичь максимум возможного на коллективной основе, а то, чего невозможно достичь, каждая страна будет делать, каждый сам будет делать сверх того, о чем договорились в Совете безопасности. Это, ну, как минимум, этически и морально неправильно, если мы говорим о коллективной работе.
- Ну, вот иранцы все эти сигналы понимают? Я знаю, что у вас, у ваших помощников с иранцами довольно большое количество встреч в самых разных форматах, движение ли неприсоединения, двусторонние ли какие-то вещи. Но вот они тот сигнал, который Совбез ООН им посылает, воспринимают, Сергей Викторович?
- Я думаю, иранцы все прекрасно понимают. Иран - это древняя страна с многовековой историей дипломатии, и иранские дипломаты очень грамотные люди, они имеют прекрасное образование, хорошую эрудицию. И ну так получилось, что в традиции иранской дипломатии вести очень вязкие переговоры, торговаться до последнего, выжимать из партнера максимум возможного, а может быть даже переходить черту возможного, чтобы испытать партнера на прочность, насколько он будет готов отреагировать негативно или все-таки проглотить и этот дополнительный шаг, за черту, которая кажется чертой возможного. И, конечно, мы наталкиваемся на эти проблемы в дополнение к тому, что у нас существует по содержательной части иранского ядерного досье. К сожалению, по содержательной части иранские партнеры могли бы быть гораздо более конструктивны, могли бы, я убежден, более оперативно реагировать на запросы Международного агентства по атомной энергии, и уж точно должны были бы выполнять то, о чем мы с ними договариваемся.
- Две недели назад в Ярославле я вас попросил прокомментировать гипотетическое предложение бывшего генсека НАТО Робертсона о том, чтобы сделать Россию членом НАТО. Но вот на этой неделе здесь, в Нью-Йорке, на совете Россия - НАТО нынешний действующий генсек НАТО Расмусен начал свою речь со слов: «Наступило время перейти нам с Россией на совершенно новый амбициозный уровень сотрудничества». Хотя только два года назад, когда это сотрудничество было вообще заморожено, думал, что такие слова прозвучат. Про это можно говорить бесконечно. Я задам конкретный вопрос. Знаю, что натовцы очень зовут высшее российское руководство на свой саммит в конце ноября в Лиссабоне.
- В ноябре, да.
- Едет высшее российское политическое руководство туда?
- Мы получили приглашение буквально перед моим вылетом в Нью-Йорк. Мы готовим доклад президенту. И я сегодня откровенно со своими коллегами в рамках совета Россия - НАТО в ответ на их вопросы разъяснил, из чего мы исходим, чем мы руководствуемся. Конечно, важно то, что прозвучало из уст генерального секретаря НАТО Андреса Фог Расмуссена, из уст Хилари Клинтон , из уст других руководителей внешнеполитических ведомств, альянса, а именно то, что нам важно, необходимо наращивать сотрудничество в практических вопросах. Назывался Афганистан, называлась борьба с наркотрафиком, борьба с терроризмом, назывались и другие вещи, называлась и противоракетная оборона, которая сама по себе все-таки отдельная тема. И нам важно понять, насколько стыкуются договоренности между президентами России и США, между нами и натовцами о разработке совместного анализа рисков ракетного распространения.
- Тему ПРО сегодня вы подняли или натовская сторона?
- Нет, тему ПРО подняли сегодня натовские коллеги, которые, ну почти как о деле решенном говорили, ну и, конечно, вот на саммите мы должны обсудить и противоракетную оборону. Я привлек их внимание к тому, что у нас есть договоренности разработать документ, содержащий совместные, подчеркиваю, совместные оценки распространенческих вызовов и на основе этого документа уже договариваться о том, как конкретно эти риски парировать, как на них реагировать. А пока получается, что мы обсуждаем и с американцами, и с натовцами, вот какие у нас совместные оценки того, что может создавать угрозу, а параллельно на земле создаются факты. Это немножечко не стыкуется с тем, о чем договорились президенты, и я к этому привлек внимание. Но, повторю, это отдельные вопрос. Но вот натовские партнеры сказали, что хотели бы на саммите обсуждать практическое сотрудничество в совершенно конкретных вопросах, и подчеркнули, что они хотят стратегического партнерства с Россией. Я сказал, что мы только «за». ... Но самое главное, я сказал, что при всей важности практических проектов, а мы хотим их реализовывать, углубляем и военное сотрудничество, которое недавно было разморожено, при всей важности этих практических шагов нам необходимо понять в стратегическом плане все же, что лежит в основе нашего взаимодействия. ... К моему огромному сожалению реакция сводилась к тому, что в общем-то архитектура безопасности в евроатлантике в порядке, и новых документов не нужно, а нужно развивать практическое сотрудничество.
- Это прозвучало здесь, на нью-йоркской встрече?
- Здесь, на нью-йоркской встрече.
- От этого зависит поездка или непоездка президента Медведева на саммит в Лиссабоне?
- Вы знаете, есть еще один аспект, который мы сегодня тоже обсуждали. Нам ведь главное не одобрить российскую инициативу о неделимости и безопасности, нам главное, чтоб она работала. А для того, чтобы она работала, нам среди прочего нужно понять, каким будет НАТО в обозримом будущем. И ответ на этот вопрос должен содержаться в стратегической концепции, новой стратегической концепции Северо-Атлантического альянса, которая сейчас разрабатывается. Рекомендации к этому документу готовила группа мудрецов во главе с Мадлен Олбрайт.
- И в Москву приезжала?
- Она приезжала в Москву, встречался с ней и я, и она встречалась с Николаем Патрушевым , с другими представителями российских ведомств. И рекомендации, которые были в итоге сформулированы, содержат немало идей, которые, мы считаем, отражают современные реалии, современные потребности с точки зрения использования ресурсов НАТО для решения глобальных проблем. Но одновременно эти рекомендации содержали и довольно двусмысленные пассажи, в том числе неоднозначно была прописана позиция НАТО по отношению к России. Вроде бы мы и партнер согласно проекту этой концепции, а вроде как и потенциальный противник, а вроде как и от нас надо защищать новых членов НАТО. И второй момент. В этих рекомендациях сохраняется двусмысленность в отношении того, как НАТО будет применять статью пятую Вашингтонского договора.
- Нападение на одного, нападение...
- .... сохраняется возможность вот в этих рекомендациях проецирование силы за пределами территории стран НАТО, по сути дела в любой точке земного шара и необязательно с разрешение Совета безопасности ООН . Поэтому мы задали сегодня ровно два вопроса, чтобы нам было понятно, как мы будем вот рассматривать приглашение на саммит. Первое, какое все-таки будет отношение к России, и второе, как НАТО будет рассматривать саму себя по отношению к международному праву, к Уставу ООН и к прерогативам Совета безопасности.... Но эти вещи, которые мы сегодня затронули, по-моему, были услышаны нашими партнерами, и надеюсь, они воспримут их всерьез.
- И хотя решение, естественно, принимать самому президенту, вы будете рекомендовать ему ехать в Лиссабон?
- Решение будет принимать президент.
| |