|
Сегодня 25 сентября 2010 года исполняется 90 лет со дня рождения Сергея Федоровича Бондарчука – выдающегося актераи режиссера, автора непревзойденного киношедевра – исторической эпопеи «Война и мир».
Нет нужды подробно рассказывать о творческом пути Сергея Бондарчука . Достаточно вспомнить лишь некоторые из его поистине феноменальных достижений. То ли по воле судьбы, то ли по причине сильного амбициозного характера, а возможно, того и другого одновременно, Бондарчук всю жизнь был перфекционистом, любое дело доводя до совершенства. Он всегда был первым. Первым, кто получил звание Народного артиста СССР в обход двух промежуточных званий по личному соизволению Сталина. Это произошло после того, как «кремлевский цензор» пришел в восторг от 32-двухлетнего артиста, исполнившего главную роль в фильме Игоря Савченко «Тарас Шевченко» . В тот же 1952 год Бондарчуку была присуждена и Сталинская премия, за которую в те годы давали 100 тысяч рублей.
Снимая «Судьбу человека», Бондарчук снова стал первым. Первым советским режиссером, чья дебютная лента облетела весь мир и принесла родине фильма прибыль, в десятки раз превысившую его бюджет. Об этой картине Уинстон Черчилль сказал: «Если вы хотите узнать, почему Гитлер не покорил Россию, посмотрите фильм "Судьба человека".
Следующая работа мастера - 4-х серийная экранизация романа Толстого "Война и мир" сделала Бондарчука первым сразу по нескольким позициям. Первым, кому государство доверило столь грандиозный кинопроект (по данным некоторых источников его бюджет составил около 500 млн $!). Первым, кто реализовал такую масштабную и дорогую постановку, даже не будучи членом КПСС. Первым, чья картина с таким оглушительным успехом шла в прокате целого ряда зарубежных стран и стала обладателем премии "Оскар" за лучший игровой фильм на иностранном языке.
Третья работа Бондарчука - исторический фильм о сражении при Ватерлоо, снова сделала его первым. Первым, кому советское государство разрешило беспрепятственно снимать кино за рубежом, на зарубежные деньги и с зарубежными артистами мирового масштаба. Достаточно назвать имена Рода Стайгера и Орсона Уеллса.
И, наконец, Сергей Федорович Бондарчук стал первым законным советским миллионером, заработавшим внушительный капитал своим огромным талантом, волевым характером и гигантским трудом. Он не был идеален. Его критиковали за то, что во всех своих фильмах он снимался сам и снимал членов своей семьи. Его вторая супруга Ирина Скобцева играла знаковые роли в каждом его фильме после 1960 года. Его дочь Алена Бондарчук снялась в картинах отца "Бархатный сезон" и "Борис Годунов". В последней работе, к слову, поучаствовала вся семья Бондарчуков, в том числе и 18-летний сын режиссера Федор Бондарчук , исполнивший роль царевича Федора Годунова. Большая критика обрушилась на Бондарчука и в историческом 1985 году, когда в результате перестроечного V съезда кинематографистов ему пришлось покинуть кресло председателя Союза Кинематографистов СССР. Много недоброжелательных отзывов вызвала и его последняя неоконченная при жизни работа "Тихий Дон".
Но вся эта критика является столь незначительной ложкой дегтя в биографии автора шедевров отечественного кино, пересматривая которые, не перестаешь проливать слезы и удивляться таланту и смелости их создателя - человека, который во всех отношениях сделал себя сам.
| |