|
Мое детство прошло в центре Минска. Наша семья жила на улице Ленина в доме, построенном сразу после войны. Помню, как мама часто говорила: «Эти дома строили пленные немцы»
Таких домов, по моим детским воспоминаниям, было немало. А сейчас я уже знаю, что таких построек в столице - целые кварталы. В том числе и главный проспект. А еще мама рассказывала, как водили военнопленных по разрушенному городу, что отношение к ним было разное, но особой ненависти уцелевшие минчане к ним не проявляли. Работали пленные в Минске до 1950-51 годов, но отпускать на родину их стали еще в 1948-м.
Через 60 с лишним лет воспоминания о тех годах неожиданно нахлынули на бывшего военнопленного Отто Бертхольда.
«Это самый лучший день моего пребывания в плену»
Нынешней зимой труппа белорусского балета 45 дней гастролировала по Австрии и Германии. За полтора месяца артисты больше 50 раз показали публике балеты «Лебединое озеро» и «Щелкунчик». А вернувшись домой, получили письмо из Германии: «Уважаемые дамы и господа!
14 января 2012 года в Эссене я имел возможность присутствовать на спектакле "Лебединое озеро" в исполнении артистов вашего театра. Как и все остальные зрители, я был не только восхищен великолепным исполнением, но этот спектакль стал для меня особенным событием еще и по другой причине.
С 1944 по 1949 год я находился в плену на территории Беларуси, а с конца 1946 года - в различных лагерях города Минска. 15 ноября 1948 года в местном оперном театре исключительно для военнопленных был показан балет "Лебединое озеро". "Это самый лучший день моего пребывания в плену", - писал я тогда домой своему брату. А было мне тогда 23 года. И танцевали для нас тогда, возможно, родственники артистов сегодняшнего состава...
С большим удовольствием я приобрел бы DVD с записью "Лебединого озера" в исполнении вашего театра, но, к сожалению, такой возможности в Эссене не было. К счастью, в программке был указан адрес замечательного сайта вашего театра, что стало для меня небольшим утешением и заменой.Выражаю искреннее признание всем членам вашего коллектива.С уважением, Отто Бертхольд, Бохум».
«В театре они орали от восторга»
Оказалось, тот спектакль помнит не только бывший военнопленный, 87-летний Отто, но и 82-летний белорусский художник Михаил Карпук.
В 1948 году 17-летний парень был студентом первого курса художественного училища, которое в те годы располагалось в Театре оперы и балета. Театр как раз к 48-му отремонтировали после войны.
- А мы занимались как раз в фойе, там и натюрморты писали, - вспоминает Михаил Андреевич. - Для военнопленных лагерь сделали в банях Плавского (бани стояли на берегу Свислочи там, где сейчас разбит сквер Янки Купалы. - Ред.). Рядом еще хатки стояли, я в одной из них койку снимал. Так что видел, как они жили. Днем ставили своих часовых, а на ночь уже наши солдатики их сторожили. Фильмы им показывали, песни пели. Пленные называется! Только что по стройкам их строем целыми колоннами водили.
- И в театр тоже водили?
- Для них специально давали спектакли и концерты перед отправкой домой. А отправляли их частями. Мы именно на эти спектакли попасть не могли, нас просто не пускали в зал.
- А как же вы попали на тот самый спектакль, который давали для пленных в 48-м?
- Повезло мне. Мы как раз рисовали натюрморт в фойе, когда привели военнопленных. Они сразу облепили наши мольберты. Правда, у нас и смотреть нечего - только начали учиться. А в тот день мы закончили одну работу, староста с педагогом выставляют новый натюрморт. И тут пленных стали приглашать в зрительный зал. А нас не пускают - билетерши нас как облупленных уже знают. Я отошел от ребят, спустился вниз, где курилки были. Помню как сейчас, выходит хромой с палочкой капитан НКВД, посмотрел на меня: «Ком цю мир». Я подошел. «Ты чего болтаешься, когда все уже в зале? А ну ка!» А на мне английский френч, купили мне его в Бресте на базаре, мама погоны отпорола и пуговицы блестящие обтянула тканью. Видно, капитан меня принял за немца. Опомниться не успел, как он меня в зал зашвырнул. Успел только увидеть, как ребята меня взглядами провожают.
Нашел я свободное место, устроился. Смотрю, на авансцену мой капитан выходит, с ним немец такой упитанный - тоже мне пленный! Они что-то по-немецки им сказали и ушли. Открывается занавес, слышу на-немецком объявление: сейчас будет дан балет Чайковского «Лебединое озеро». Танцевали в тот вечер лучшие солисты - Александра Николаева, Семен Дречин. Танцевали не весь балет, а самые яркие сцены. А во втором отделении солисты оперы пели - Болотин, Денисов, Муромцев, Зюванов. Только Александровской не было.
- Как такая необычная публика их принимала?
- Я впервые такое видел. Они не аплодировали, нет. Они все топали и гудели. И орали, как кто мог. Кончился спектакль. На сцену снова тот самый немец вышел и стал командовать. Сначала одна партия встала - остальные сидят. Потом вторая. Я с третьей партией вышел. В фойе меня уже ребята ждали. А пленных посадили на американские студебеккеры и увезли сразу на поезд - и в Германию.
Читайте также: Гомельские братья-герои погибли, спасая других.
| |