|
Самому знаменитому фолк-балету мира есть что показать публике Китая, Украины, Италии и других стран
Программой «Танцы народов мира» прославленный балет имени Игоря Моисеева открыл свой 74-й сезон, посвященный 105-летию со дня рождения основателя коллектива и его бессменного руководителя на протяжении 70 лет. «Труд» узнал, каковы творческие планы самого знаменитого танцевального ансамбля России на ближайший год.
Уже 28 сентября моисеевцы уезжают на гастроли в Китайскую Народную Республику. Начнут тур концертом в Шанхае в рамках Всемирной выставки ЭКСПО-2010. Затем выступят в Пекине. Ансамбль здесь очень ждут - когда-то балет Игоря Моисеева стал первым крупным коллективом из нашей страны, с искусством которого познакомились китайские зрители. Это было в 1954 году на праздновании 5-ой годовщины образования КНР .
В ходе нынешнего, пятого визита моисеевцы покажут здесь лучшие постановки своего основателя - «Танцы народов России, "Танцы народов СНГ", "Танцы народов мира" (в их числе, конечно, "Китайский танец с лентами", который китайская публика помнит с тех первых гастролей). А завершит программу одноактный балет на музыку Бородина "Половецкие пляски". Кстати, премьера этого произведения Моисеева тоже состоялась на гастролях - в Париже в 1971 году. Она прошла с таким триумфальным успехом, что французская сторона преподнесла Игорю Моисееву и всему коллективу специальную памятную медаль "В честь триумфа „Половецких плясок Игоря Моисеева в Париже".
Вообще моисеевский ансамбль сыграл в истории российско-зарубежных культурных связей уникальную роль. В 1955 году он первым из советских коллективов выехал на гастроли во Францию и Великобританию, пробив начальную брешь в "железном занавесе», отделявшем нашу страну от мира. То же самое означали и первые гастроли балета Моисеева в США (1958). А всего за свою историю коллектив побывал в 60 странах, попав за рекордное количество выступлений в Книгу Гиннесса. Более того, новаторский тип ансамбля, изобретенный Моисеевым, - профессиональная балетная труппа, танцующая фольклорную хореографию, - стал образцом для создания аналогичных коллективов во всех бывших союзных республиках, а также в Польше, Болгарии, Румынии, Венгрии, Югославии, Чехии, Словакии, Ливане, Монголии и других странах.
Но вернемся к сегодняшним дням. В ноябре 2010 года ансамбль собирается в большой тур по Украине, которая для коллектива не просто одна из гастрольных стран, но родина Игоря Моисеева - именно здесь он появился на свет в семье обедневшего дворянина, потомственного юриста. Концерты пройдут, помимо Киева, в Одессе, Запорожье, Днепропетровске, Донецке, Харькове.
Сам же день рождения Игоря Александровича, 21 января, его питомцы, по давно сложившейся традиции, отметят в Москве концертом на своей основной площадке - вЗале имени Чайковского. Еще одно выступление, 10 февраля, будет посвящено дню рождения самого ансамбля. Затем - гастроли в Санкт-Петербурге, городах Поволжья... А завершит сезон июльская поездка в Италию - следующий год в этой стране объявлен Годом России.
Мировая пресса - о балете Моисеева:
• Слово «присядка» войдет в английский без перевода, как это случилось со словом «спутник».
«Нью-Йорк пост», США
• «Ученые, должно быть, кормят их особой пищей, которая дает им сверхчеловеческую силу для еще долее высоких прыжков, более быстрых движений и смелых поворотов. Их техника невероятна... Но это не просто техника. Она становится бурной частью каждого танцевального рисунка, который они создают, это может быть встреча влюбленных, экзальтация, застенчивость, заигрывание, клоунада. Каждое движение преисполнено значения».
Френсис Херридж, «Нью-Йорк пост», США
• «Лучше импресарио Эджли не привозить больше русских танцевальных ансамблей в Австралию - после Моисеева все будет несравненно хуже».
«Бюллетень», Австралия
• «Если концерты моисеевского балета не заставят вас аплодировать, неистовствовать, топать ногами от удовольствия, значит, вы не совсем нормальны»
«Ле паризьен», Франция
Интересные факты из жизни Моисеева и истории его ансамбля
В 1950-х годах Моисеев приехал в Белоруссию и с удивлением обнаружил, что повсюду танцуют «Бульбу», которую он лет за 15 до того поставил на понравившуюся ему одноименную народную песню. Когда он спросил исполнителей, что это за танец, те ответили: это же наша народная пляска, она у нас всегда была...
Моисеев стал балетмейстером Большого театра всего в 24 года, успешно поставив балет «Футболист». Правда, вскоре из-за театральных интриг и ссоры с главным балетмейстером Ростиславом Захаровым был вынужден уйти.
Игоря Моисеева заметили высокие советские начальники. Однажды, в 1937 году, хореографа телеграммой срочно вызвали из Кисловодска, где он отдыхал, в Москву. Ничего не объясняя, прямо с поезда под конвоем отвезли на Лубянку. Моисеев подготовился к худшему. Но оказалось, что ему поручают провести военный парад, для чего в его временное подчинение передали несколько генералов с их дивизиями. Парад понравился самому Лаврентию Берии.
На одном из правительственных банкетов хореограф почувствовал на своем плече чью-то руку, и тихий голос произнес: «Ну как дела?» Это был Сталин. Хореограф не растерялся: «Плохо, Иосиф Виссарионович». Сталин, редко слышавший такие резкие ответы, поинтересовался: «А почему?» «Нет помещения, мы репетируем на лестничной клетке... " На следующий же день ансамблю был предоставлен целый этаж в строящемся здании будущего Зала имени Чайковского.
В войну ансамбль дал сотни фронтовых концертов. Среди танков Красной Армии один, построенный на деньги моисеевцев, носил выведенное на его борту имя "Ансамбль Моисеева".
Первые послевоенные гастроли были в Финляндии, недавно побежденной советскими войсками. Публика, по воспоминанию самого Моисеева, пришла на концерт "со скрещенными руками", т. е. очень холодно настроенная. Но к концу программы эта же публика неистово рукоплескала...
После выступлений коллектива во Франции среди тамошних женщин пошла мода на сапожки "казачок".
В югославском городе Сараево поезд, не останавливаясь на вокзале, поехал по продолжению колеи, где обычно ходили только трамваи, и подвез артистов прямо к театру, площадь перед которым уже была засыпана густым ковром из роз. Это сделали ради ехавших в нем моисеевцев.
Моисеев вспоминал: "После первого выступления в США в 1958 году одна газета писала про нас: артисты - несомненно, работники КГБ, натренированные на то, чтобы иметь такой успех. Вторая резонно замечала: если чекисты так танцуют, то как же должны танцевать настоящие артисты?"
| |