|
В начале июня Казань примет Международный фестиваль еврейской музыки.
(KZN.RU, 10 мая, Ольга Герцева). С 4 по 6 июня в Казани пройдет I Международный фестиваль еврейской музыки, который по задумке организаторов призван укрепить статус Казани как мультикультурной столицы. Сюда съедутся выдающиеся исполнители еврейской музыки из США, Израиля, Австрии, Польши, России и Украины. На протяжении трех дней в центре города будут звучать зажигательные клезмерские мелодии: площадками проведения фестиваля станут усадьба Сандецкого и улица Петербургская, Большой концертный зал им.С.Сайдашева и Татарский академический театр им.Г.Камала. Художественный руководитель фестиваля, а также известного клезмерского ансамбля «Симха» Эдуард Туманский ответил на вопросы корреспондента KZN.RU и рассказал, чего ждать от фестиваля в этом году, будет ли он проходить в следующем и что такое клезмерская музыка. **ОТ ДЕРИБАСОВСКОЙ ДО ПЕТЕРБУРГСКОЙ** **Эдуард Моисеевич, как родилась идея фестиваля еврейской музыки в Казани?** **Э.Т.:** Вообще фестиваль еврейской культуры в Казани мы проводили еще в начале 90-х годов - Леонид Сонц, я, еврейская община города. Фестиваль назывался «Шолом алейхем - Салям алейкум». Тогда я впервые привез в Казань Михаила Жванецкого, Ефима Шифрина, Клару Новикову, Яна Арлазорова, было много юмористов, музыкантов. Но этот фестиваль прошел один раз и как-то затих. Потом был фестиваль памяти Леонида Сонца и Юрия Плинера, он был небольшой, камерный, приезжали самодеятельные или полусамодеятельные российские коллективы. А идея именно этого фестиваля возникла так: мы были в Одессе с ансамблем «Симха» и увидели, как вся Дерибасовская танцует под нашу музыку. Это произвело на нас впечатление, мы подумали: «Чем Казань хуже?». Улица у нас есть - Петербургская, не такая длинная, как Дерибасовская, но достаточно большая, чтобы вместить несколько сотен желающих. Решили, что фестиваль нужно проводить летом, чтобы было тепло, составили план мероприятий. И когда Президент республики назначил встречу с активистами еврейской общины в синагоге, мы представили ему наши предложения. Через 3 дня нам сообщили, что предложения приняты, мы получили часть финансирования. **Планируется сделать фестиваль ежегодным, регулярным и масштабным?** **Э.Т.:** Это естественное человеческое желание - чтобы что-то хорошее не заканчивалось. Но такие мероприятия финансово емкие и требуют поддержки. На энтузиазме долго продержаться невозможно. Одна только дорога для музыкантов стоит немало - если к нам приезжают, например, из Америки. **Какие артисты приедут на фестиваль, среди них есть звезды?** **Э.Т.:** Из звезд могу назвать Яну Мирабель Эсперансу Родригес, все остальные имена пока держим в секрете. Что касается такого громкого слова, как «звезда»... У нас на Земле два полушария. И мы многого не знаем из того, что происходит на другом, а там очень много интересного в плане музыкальных событий. Мы видим лишь дозированную часть, поэтому известные там люди могут быть совершенно неизвестны у нас и наоборот. К нам приедут молодежные команды, которые уже сейчас являются победителями международных крупных конкурсов. Мы хотим устроить выставку рисунков. Будут мастер-классы - должен приехать из Израиля очень известный джазовый пианист, он дал согласие, сейчас решаются технические вопросы. Мы решили сделать отдельный молодежный блок, и в этом нам помогает посольство Израиля в Российской Федерации. Хотим, чтобы в преддверии Универсиады эти контакты развивались, чтобы молодые люди увидели, что в разных странах живут такие же ребята, которые песни поют, музыку играют, рисуют, танцуют. **Как происходит отбор артистов?** **Э.Т.:** Мы сразу же расширили музыкальный спектр, чтобы люди могли услышать не только клезмерскую музыку, какую играет «Симха», а также чтобы привлечь музыкантов, дать им высказаться. Это расширит нашу аудиторию - слушатели смогут выбрать концерт по своему вкусу, каждый услышит что-то свое. У нас будут представлены разные жанры: и рок-музыка, и очень модная сейчас балканская, и много джаза, фрагментарно будет представлена музыка академическая. И конечно, еврейская музыка в самых разных проявлениях. Если наш фестиваль станет ежегодным, это будет прекрасно, ведь музыкантов, которые хотят показать свое мастерство, очень много. Мы сможем тогда разделить жанры: один ден,ь допустим, будет джаз, другой - день академической музыки, еврейских мюзиклов - их очень много, и так далее. **Сколько коллективов примут участие в этом году?** **Э.Т.:** Мы планируем ограничиться 16 коллективами. **Но желающих больше?** **Э.Т.:** Желающих гораздо больше! Музыканты рассказывают о фестивале друг другу и просто завалили нас предложениями. Много хороших певцов и певиц не смогут принять участие, потому что у них на это время уже запланированы концерты и гастроли. Пообещали, что с удовольствием приедут на следующий год. **ПОД МУЗЫКУ «СИМХИ» НОГИ САМИ ИДУТ В ПЛЯС** **Ансамбль «Симха» будет принимать участие в фестивале?** **Э.Т.:** Обязательно. «Симха» - это связующее, основополагающее - то, откуда все пошло. Леонид Сонц и ансамбль «Симха» начали это движение, с момента создания ансамбля люди начали интересоваться еврейской музыкой. До этого еврейская музыка была закрыта и малоизвестна. У нас был недавно концерт в БКЗ, и не могу сказать, что весь зал был заполнен евреями. Эта музыка привлекает, она зажигательная, добрая. Я привел в зал своих друзей-татар, которые до этого ни разу не были на наших концертах. Они ушли в диком восторге, для них это было просто открытие. **Какой сейчас состав ансамбля?** **Э.Т.:** Тот же, что и был, только скрипач поменялся, поскольку Леня ушел из жизни. **Что изменилось в ансамбле за последние 10 лет, после ухода Леонида Сонца?** **Э.Т.:** Изменилось звучание, сейчас оно более современное. Но, думаю, если бы Леня был жив, то ансамбль двигался бы в ту же сторону. Появились новые музыкальные направления, мы стали больше играть джаза, балканскую музыку. Расширяем музыкальную палитру, в ансамбле появляются новые инструменты. На какой-то концерт, если есть определенная задумка, приглашаем музыкантов: гитариста, аккордеониста, иногда второго барабанщика, контрабасиста. А наш басист профессионально играет еще и на альте, так что на некоторых концертах у нас звучат скрипка и альт. **Что для вас клезмерская музыка?** **Э.Т.:** Я не буду лезть в музыковедческие дебри, расскажу простым языком. Есть много аналогов - это молдавские музыканты, лаутары, цыганская музыка. Вообще клезмерские музыканты - это такие свадебные музыканты, которые ходили из местечка в местечко. Если надо было - играли на похоронах. Это такая передвижная концертно-оркестровая команда. Состав был - скрипочка, труба, барабан, цимбалы, и он мог меняться. Как правило, в местечках люди жили разные, и музыканты впитывали разные культуры, поэтому получалась интересная музыка. Они играли - и ноги сами пускались в пляс. Поэтому эта музыка до сих пор такая зажигательная. **НАЦИОНАЛЬНЫЕ ФЕСТИВАЛИ СБЛИЖАЮТ ЛЮДЕЙ** **Эдуард Моисеевич, вернемся к фестивалю. В чем, по вашему мнению, его сверхзадача?** **Э.Т.:** Это первый в мире подобный эксперимент. Такого еще не было, чтобы в республике, где достаточно мощная мусульманская конфессия, проходил фестиваль еврейской культуры. Во всем мире идет война: арабы воюют с евреями, евреи воюют с арабами, а мы как раз хотим показать, что в Татарстане и татары, и русские, и евреи вместе танцуют, поют. В нашем фестивале будут принимать участие и татарские коллективы. **То есть идея фестиваля «Сотворения мира», который в этом году пройдет не в Казани, получает новое развитие?** **Э.Т.:** У нас нет таких возможностей, как у фестиваля «Сотворение мира», там совсем другой масштаб. Но идея любой музыки вообще - объединять людей, доставлять им эстетическое, эмоциональное удовольствие. Национальные фестивали сближают людей. Когда люди вместе отдыхают, гуляют, слушают музыку, они забывают о противоречиях, им не до выяснения отношений. Мне кажется, поэтому Президент нас понял, и его поддержка тому свидетельство. И если наш фестиваль найдет отклик у людей - а я в этом уверен, то он будет жить и дальше.
| |