|
Самолет SuperJet-100 компании Sukhoi потерпел крушение 9 мая, на борту было 50 человек. Одна из версий трагедии - отсутствие координации экипажа и диспетчерских служб. Россия сможет спасти репутацию самолета, если власти проведут независимое расследование
Самолет Sukhoi SuperJet-100 потерпел крушение 9 мая, во время рекламного полёта в Индонезии. Самолет разбился в 60 километрах северо-восточнее Джакарты, врезавшись в вертикальный склон горы Салак на высоте 5200 футов (1,6 километра). Полет проходил в условиях низкой облачности.
В среду самолет совершил два демонстрационных полета. После первого он вернулся в аэропорт Halim Perdanakusuma к востоку от Джакарты: часть пассажиров, находившихся на борту, сошла на землю, потому что подошло время для молитвы. Эти люди остались на земле, а на борт поднялись другие, передает Reuters.
В посольстве РФ в Джакарте BFM.ru сообщили, что на борту самолета во время катастрофы находилось около 50 человек. По данным Главного следственного управления РФ, их было 48, граждане пяти стран. Среди них 8 россиян. Это сотрудники компании «Гражданские Самолёты Сухого», говорят в посольстве, но фамилии погибших пока не уточняют, так как стопроцентной уверенности нет. Известно, что сотрудников посольства среди пассажиров не было.
По данным агентства РИА «Новости», на борту были шеф-пилот Александр Яблонцев и второй пилот Александр Кочетков, штурман Олег Швецов и полетный инженер Алексей Киркин, менеджер по контрактам Кристина Куржукова, директор по продажам компании ГСС Евгений Гребенщиков, заместитель начальника летно-испытательного центра комплекса ГСС Николай Мартыщенко, ведущий инженер по летным испытаниям Денис Рахимов.
О том, что самолетом управляли командир корабля летчик-испытатель Александр Яблонцев и второй пилот Александр Кочетков, сообщается и на сайте SuperJet International, совместного российско-итальянского предприятия, которое занимается маркетингом самолета на Западе.
Налет часов Яблонцева составлял 10 тысяч часов, он, частности, совершил первый испытательный полет на SuperJet в 2008 году.
Сегодня спасатели обнаружили обломки воздушного судна примерно в 64 километрах от Джакарты, на склоне горы Салак. В настоящее время на месте крушения ведется спасательная операция. «Основная группа до места происшествия пока не добралась. Мешает крутой склон. Им буквально осталось 200-300 м до самого места, где были обнаружены обломки самолета. Им мешает отвесная скала и уже наступающее темное время суток, поэтому они продвигаются очень медленно», - говорит пресс-атташе посольства РФ в Индонезии Дмитрий Солодов.
Признаков того, что кто-то из находившихся на борту выжил, нет. Тела погибших будут поднимать на вертолётах. Россия, со своей стороны, готова отправить в Индонезию группировку спасателей и техники МЧС.
Решается вопрос о направлении в Джакарту специалистов Главного следственного управления Следственного комитета РФ. По факту крушения SuperJet-100 возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта).
В рамках уголовного дела следователи проверят процедуру подготовки экипажа к полёту и техническое состояние самолёта. Будут проведёны допросы технического персонала, готовившего самолет к полету, а также представителей компании «Гражданские самолеты Сухого», имевших отношение к созданию воздушного судна. В ходе расследования будут устанавливаться причины авиакатастрофы и виновные лица. Также следователи выяснят, кому родственники погибших, признанные потерпевшими, смогут заявить иски о возмещении вреда, сообщается на сайте СКР.
Застрахованы на 300 млн долларов
На место крушения сегодня вылетят представители компании страховой компании. Самолёт застрахован в компании «Капитал Страхование», входящей в ГК «Росгосстрах». «Вся программа испытательных и сертификационных полетов самолетов SuperJet-100, включая демонстрационные полеты в Индонезии, была застрахована в компании ОАО "Капитал Страхование", входящей в Группу компаний "Росгосстрах". Лимит ответственности перед третьими лицами, включая ответственность перед служебными пассажирами и экипажем, составляет 300 млн долларов. В рамках испытательной программы также все прототипы, включая данный самолет, застрахованы по КАСКО», - сообщили BFM.ru в пресс-службе «Росгосстраха».
Время остановилось
На сайтах ОАО «Компания "Сухой"» и Объединённой авиастроительной корпорации последние новости датированы 4 мая. Это поздравление с Днём победы сотрудникам-ветеранам ВОВ и сообщение о развитии сотрудничества по программе Sukhoi Superjet 100 соответственно.
Про сам самолёт на сайте написано следующее «Самолеты Sukhoi Superjet 100 интегрируют лучшие решения современного авиастроения. Планируется их сертификация как по российским, так и по международным нормам. Технические и эксплуатационные характеристики Sukhoi Superjet 100 обеспечивают конкурентные преимущества и высокий экспортный потенциал продукта. Объем рынка для самолетов семейства оценивается в 1040 самолетов до 2027 года, в то время как прогнозируемый спрос на самолеты этого класса достигает 6 100 самолётов к 2027 г».
Самолет Sukhoi Superjet 100 произведен в сотрудничестве с западными компаниями, включая итальянскую Finmeccanica. Авионика и двигатели - от французских компаний Thales и Safran.
Человеческий фактор
У подобной катастрофы во время демонстрационного полета были прецеденты. 45 лет назад на Филиппинах при схожих обстоятельствах разбился самолет голландского производства Fokker F-27. На авиашоу во французском городе Мюлз 26 июня 1988 года произошло крушение тогда ещё совсем нового самолёта A320. «Для директоров авиакомпаний большее значение имеют лётно-технические характеристики, экономичность самолёта. Катастрофы при демонстрационных полётах - дело обычное, - сказал в интервью BFM.ru авиационный эксперт, пожелавший остаться неизвестным. - На SuperJet люди не жалуются: у Аэрофлота первый опыт удачный».
Пока информации о неполадках бортовой техники не поступало. Катастрофа Superjet 100 произошла из-за ошибки пилота, высказывает предположение Reuters. Большинство версий строится на предположении: была плохая координация работы экипажа и диспетчерских служб.
Эту точку зрения подтверждает эксперт авиационной отрасли, заслуженный лётчик СССР Олег Смирнов: «Пока к технике ни одного вопроса не возникает. Пока возникает один вопрос: почему экипаж влетел в гору? Конечно, катастрофа с любым типом самолета не является положительным аргументом в чаше весов - покупать этот самолет или нет - для клиентов других государств. Но в данной ситуации, как говорит анализ уже известных фактов, причины вырисовываются - нарушение безопасной высоты», - сказал он в интервью BFM.ru.
Смирнов уверен, что причина катастрофы - человеческий фактор. Но, по его мнению, проблема шире, чем просто действия экипажа или лётных властей России и Индонезии: «Комиссии любят: человеческий фактор - и все, закрыли, больше виновных нет. Человеческий фактор кроется не только в [действиях] экипажа. А государственные органы российские, регулирующие эту авиацию, не люди? Или, предположим, государственные органы индонезийские, которые регулируют управление воздушным движением? Диспетчер разрешил снижение до 1800 м... Руководители компаний, которые готовят пилотов к полетам - они тоже люди. Если человеческий фактор рассматривать так, тогда прок будет, а если замыкать проблему только на экипаже, нет. Это подтверждено 2011 годом, когда мы стали чемпионами мира по авиакатастрофам, потому что мы упираемся в экипаж. Дело не в экипаже, а в системе организации летной работы, которая недолжным образом подготовила этот экипаж к полету».
«Уже ошибка сделана»
Россия ещё в состоянии спасти репутацию самолётов Sukhoi SuperJet-100, если власти проведут независимое расследование, считает Смирнов: «Там были представители авиакомпаний, которые реально смотрели самолет. Все будет зависеть от того, как комиссия это преподнесет. Что любопытно, уже ошибка сделана. Со стороны председателя правительства, который дал команду создать комиссию из представителей Минторговли и "Сухого". Это грубое нарушение мировых авиационных порядков. Расследовать должны только независимые госорганы. Как Минторг и "Сухой" будут себя расследовать? Они будут расследовать так, что виноват кто-то, но не они», - уверен эксперт.
К тому же, по его словам, частые катастрофы частые катастрофы при рекламных полётах - следствие пренебрежения правилами безопасности. «Демонстрационный полет - это некое шоу, и начинают игнорироваться или упрощаться авиационные правила. А законы аэродинамики, физики этого не приемлют».
В качестве примера эксперт вспоминает катастрофу сверхзвукового ТУ-144 на авиасалоне во французском Ле Бурже 3 июня 1973 года. Тогда причиной катастрофы, вероятно, стал слишком резкий манёвр, который совершил экипаж, чтобы не столкнуться с неожиданно появившимся французским самолётом, летчик которого должен был сфотографировать Ту-144 в полёте.
Заказчики ждут результатов раследования
У компании-производителя Superjet 100 имеется заказы на 170 машин из разных стран. В планы компании входит производство до 1000 самолетов этого типа, преимущественно для зарубежных рынков. Россия намеревалась продать Индонезии 42 самолета: страна, занимающая четвертое место в мире по численности населения, стремительно развивает свою гражданскую авиацию, отмечает агентство Reuters.
Однако индонезийская Kartika Airlines может отложить покупку SSJ-100, сообщила в четверг местная газета Jakarta Post со ссылкой на неназванного представителя авиаперевозчика.
Индонезийский региональный авиаперевозчик Kartika Airlines в 2010 году заключил с ГСС контракт на поставку 30 ближнемагистральных лайнеров SSJ-100 в базовой конфигурации. Стоимость контракта составила почти в 1 млрд долларов. Поставка была запланирована на 2012-2015 годы.
В то же время представитель Kartika Арифин Семан заявил изданию, что компания пока не приняла окончательного решения и ожидает результатов расследования авиакатастрофы. «Мы дадим их [ГСС] команде возможность расследовать причину инцидента, который мог быть вызван неполадкой в двигателе, в контрольной или навигационной системе. Пока мы занимаем нейтральную позицию», - приводит слова Семана РИА «Новости».
| |