|
По данным переписи 2002 года, в России насчитывается 183 тысячи цыган. Хотя, по разным оценкам, может быть и больше: от полумиллиона до полутора. Почему цыгане — и не только у нас — чаще всего ассоциируются с попрошайничеством, воровством и наркотиками?
В городе Кимры есть цыганский поселок. В 90-е здесь торговали водкой - сейчас наркотиками. Венгерские цыгане, так называемые ловари, беда местного населения и головная боль наркополицейских. Табор называют местом проклятым, но туда круглосуточно ходят люди.
Город Кимры, железнодорожная станция Савелово. Справа цыганский поселок, табор. Мы идем по так называемой наркоманской тропе, сплошь усеянной шприцами и пустыми бутылочками от физраствора - им разбавляют героин. А это точка, на которой наркозависимые получают дозу. Для многих из них это место становится последним в жизни.
21-летний Сын веры Арсеньевой умер девять дней назад от передозировки - наркотики он покупал в цыганском таборе.
«Я даже не только про своего сыночка говорю - это мое безвинное дитя, я не про него даже говорю. У нас пол Кимр наркоманы, вы понимаете. У нас пол Кимр наркоманов, у нас негде лечиться им», - говорит жительница г. Кимры Вера Арсентьева.
«У меня у подруги сын в 18 лет погиб, сегодня сына похоронили у знакомой Миша Арсентьев - 27 лет исполнилось. У Филипповой Галины сын погиб - тоже передоз - 33 года. Все умирают парни - и у подруг, и у знакомых. Вон, подруга Галя Филиппова приходит ко мне, день и ночь плачет - сын погиб, один сын остался тоже», - рассказывает жительница г. Кимры Таисия Бочарова.
Обыск в таборе. Не первый и не последний за этот год. Найти в цыганском доме героин - сложная задача. Вот и на этот раз почти ничего не нашли: использованный шприц и старое ружье.
Сегодня в Кимрах почти каждая семья так или иначе пострадала от наркотиков - местные во всем винят цыганское население.
«Всех пересажали, кто занимался наркотиками. Шприцы валяются на железнодорожной станции, потому что здесь, как говорится, ни один дом, ни два. Не только цыгане и русские - занимаются здесь другие люди какие-то, а слух только идет про цыган», - объясняет житель г. Кимры Януш.
«Есть люди, которые здесь этим занимаются, а берут, естественно, где - к нам с Москвы, с Дубны приезжают, потому что у нас здесь есть. Много статей же выходило, я сама их читала, нашу электричку называли "Игла", - рассказывает жительница г. Кимры Елена Бабичева.
Кто снабжает цыган героином, для спецслужб большая загадка. Как наркотик попадает в табор, местным наркополицейским пока тоже не известно.
В Калининграде похожую проблему решили кардинально: цыганский поселок, центр наркоторговли сравняли с землей по решению суда. Цыган не граждан депортировали, другие уехали сами.
"Цыгане - мелкая сошка во всей этой длинной цепочке ужасного страшного, приносящего столько горя бизнеса. Нужно бороться с наркоторговлей, а не с цыганами. И ставить знак равенства с борьбой с наркоторговлей и борьбой с цыганами нельзя - это приводит к страшным последствиям", - убеждена доктор исторических наук, ведущий специалист Института этнологии и антропологии РАН Надежда Деметр.
В местечке Плеханово под Тулой находится самое крупное в России поселение молдавских цыган-котляров - здесь вот уже несколько лет как работает цыганская школа - явление довольно редкое. Внучка барона Жасмин как и большинство детей из табора выучила русский и Тютчева читает по слогам.
Жасмин уже семь. В 12, по закону, родители должны ее сосватать, а в 14-15 лет она выйдет замуж - это нормально. Барон в таких традициях не видит ничего плохого.
"12 лет это еще ребенок. А в 14-15 лет самостоятельно может выйти замуж, она уже понимает все: что можно приготовить, если у нее дети в 15-16 - за детьми смотреть. У нас из покон веков это традицией так и было, мы не можем ее изменить ни как", - объясняет цыганский барон посёлка Плеханово Ено Михай.
Жасмин и большинство ее одноклассников среднюю школу, скорее всего, не закончат, но умение читать, считать и писать - необходимый минимум грамотности - поможет ей быть уверенней в жизни, если, конечно, родители, в один прекрасный момент не изменят планы.
"Или когда ребенок сидит в третьем классе, я спрашиваю „в четвертом классе будешь учится?" Он говорит: „а я в четвертом учиться не буду, меня сосватали уже", - рассказывает директор плехановской цыганской школы Любовь Горохова.
Соня - 15-летняя невестка. У Сони уже дочь, хозяйство и традиционные семейные обязанности: заваривать чай с голубикой, яблоками и лимоном - сладости для гостей. У цыган-котляров на еде не экономят - загадка: мужья хоть и не работают, но деньги у них все равно есть. Вот и свекровь, тоже Соня, учит невестку ремеслу - в жизни пригодится.
„Я гадала, я приносила все детям кушать: мясо, картошку, масло, чай, сахар - все приносила. А теперь никуда не хожу", - говорит жительница посёлка Плеханово Соня Михай.
Цыгане-котляры гордятся тем, что живут честно, грязных денег не зарабатывают. Но и воровство для них не грех.
„Да, украсть, но как украсть? Надо по-хорошему, украсть безобидно. Не то, чтобы залезть в карман на улице, а по нашему цыганскому обычаю - нам Бог велел, чтобы мы обманывали", - объясняет жительница посёлка Плеханово Соня Михай.
Сегодня их бизнес и основной доход связан с железом. Цветной металл собирают по всей округе: во дворах горы металлолома - старые автомобили, высоковольтные кабели - из них добывают медь и алюминий. Откуда все это добро, знают только сами цыгане.
„Котляры, национальность наша котляры - мы работаем только с железками - кузнецы из покон веков. Железки - это наша работа, у нас даже ни кто не торгует вещами, связанными с криминалом", - объясняет Ено Михай.
По мнению доктора исторических наук Надежды Деметр, российские цыгане сейчас находятся на грани социального краха. Они до сих пор малограмотны, не могут устроиться на работу, а из-за стереотипов их не принимает общество.
„В то время, когда в Советском Союзе был тотальный дефицит, мы запускали ракеты, и у нас были ледоколы. У нас тяпку, лопату, серп или что-то еще в сельпо купить было невозможно, и выручали цыгане и этим они зарабатывали, а вовсе не наркоторговлей и не водкой", - рассказывает доктор исторических наук, ведущий специалист Института этнологии и антропологии РАН Надежда Деметр.
Сегодня в большинстве домов табора в Кимрах окна заколочены - цыгане „сидят" целыми семьями. Но поток героина в город, похоже, не уменьшился. Наркотики есть в любое время суток на городских точках - их успешно продают и без цыган.
| |