|
Гибель «Суперджета» оставила после себя много вопросов: почему пилот запросил снижение с трех до двух тысяч метров и в итоге врезался в гору высотой более двух километров? И почему не сработала система раннего оповещения о сближении с землей?
Гибель флагмана нашего гражданского авиастроения - самолета «Сухой Суперджет - 100» нанесла удар по репутации отрасли в частности и страны в целом.
Индонезия уже приостановила закупки авиалайнера до выяснения причин случившегося, хотя гибель самолетов во время показательных полетов явление не исключительное. Всякий раз возникает версия человеческого фактора и технического сбоя. Ответы на непростые вопросы искал корреспондент НТВ Егор Колыванов.
Фотографии места крушения не оставляют надежды найти выживших. Разрушение «Суперджета» было мгновенным. Более суток к месту катастрофы пробиваются отряды поисковиков. Попытки десантников спуститься на склон горы по веревочным лестницам с вертолетов не увенчались успехом. Квалификация летчика-испытателя Александра Яблонцева, сидевшего за штурвалом «Суперджета» ни у кого не вызывает сомнений. Это был один из лучших пилотов компании. Непонятно почему он запросил разрешение на снижение до 1800 метров и почему диспетчер не запретил этого делать, если в этом районе гора высотой 2000 метров. «Суперджет-100» оснащен современной системой предупреждения близости земли. Она способна предупреждать пилота об опасностях столкновения с землей более чем за минуту, если в программу загружена надлежащая база данных, говоря иначе - карта местности. Порог чувствительности системы во время горизонтального полета настроен на 210 метров. Этого вполне достаточно, когда идет постепенное снижение самолета в условиях равнины. Как, например, это было в случае в самолетом польского президента Качиньского. Из расшифровок черных ящиков отчетливо слышно как система долго требует от пилота Pull up - набрать высоту. Однако если самолет в условиях плохой видимости приближается к почти вертикальной горе, такой как Салак, на скорости 800 километров в час, то есть 200 метров в секунду, на принятие решения и попытку поднять самолет времени может не хватить. «Суперджет-100» - это первый пассажирский самолет, разработанный в России после распада СССР. Самый амбициозный и перспективный проект отечественного авиастроения. Именно он должен заново связать российские регионы, избавив пассажиров от лишних пересадок. Первые самолеты поступили в российские авиакомпании год назад. Заказы разместили и иностранные авиакомпании, преимущественно азиатские. Но есть планы даже на американский рынок. Дело в том, что «Суперджет» чуть ли не наполовину состоит из агрегатов, разработанных и собираемых в немецких, французских, итальянских компаниях. И самолет преподносится как продукт международного сотрудничества, без скидок на происхождение и национальный колорит Made in Russia. Впервые катастрофа происходит с настолько новой моделью воздушного судна, да к тому же в рамках демонстрационного турне. Худшего стечения обстоятельств для самолета, собирающегося завоевывать международные рынки, и придумать сложно. На борту «суперджета» находились 45 человек. Компания-разработчик «Гражданские самолеты Сухого» в ближайшее время организует отправку в Джакарту родственников восьми погибших россиян. У посольства Индонезии в Москве сегодня появились первые букеты цветов.
| |