|
В Калининграде провели уникальную операцию по буксировке подводной лодки на судоремонтный завод. Дизельная субмарина последние 12 лет стояла в самом центре города.
В ее отсеках устроили музей подводного флота. За все эти годы лодка ни разу не ремонтировалась - дно покрылось илом, обветшала обшивка. Для того, чтобы отвести субмарину на верфь, пришлось даже разводить средневековый мост.
Ночью в центре Калининграда собрались десятки горожан. Такое зрелище увидишь не часто. По руслу реки Преголи в надводном положении двигалась дизельная субмарина. Сотрудники Музея Мирового океана, для которых эта ночь оказалась бессонной, заранее разработали целую операцию, чтобы отбуксировать плавучий музейный экспонат на судоремонтный завод в Светлый. Для этого потребовалось договариваться с лоцманской службой и нанимать буксиры, а также получить массу разрешений от разных ведомств, в том числе и пограничной службы.
«Подлодка - необычный экспонат на реке», - считает директор Музея Мирового океана Светлана Сивкова.
Чтобы буксиры смогли пройти по реке к постоянному месту стоянки субмарины, пришлось даже разводить старинный немецкий мост, что случается в городе крайне редко. Последний раз пролет моста поднимали 12 лет назад, когда подлодка впервые шла к причалу набережной исторического флота. Еще тогда все продумали до мелочей: учли небольшие глубины и узкие места реки, узнали где по дну Преголи проходят кабельные трассы. Хоть подлодка и находится на плаву, боксировать ее совсем не просто.
«Она (подлодка) тяжелая, узкая, длинная, как торпеда. Если пойдет - ее трудно остановить и трудно повернуть. Поэтому медленно пойдем, не разгоняясь, чтобы можно было маневрировать буксирам», - пояснил Алексей Шуткин, заместитель директора музея.
У подводной лодки заварены кингстоны и демонтированы винты, но прочный и легкий корпуса, надстройка, все главные и вспомогательные механизмы, приборы и вооружение сохранились в оригинальном виде.
Приказом Главкома от 3 сентября 1999 года дизельная подводная лодка Б-413 была выведена из боевого состава ВМФ России. Тогда же было принято решение сделать ее плавучим экспонатом и перевести из Кронштадта в Калининград. Уже через год после специального ремонта она ошвартовалась у этой набережной в самом центре города.
На ее борту была развернута экспозиция «Истории подводного флота». Посетители могли узнать много интересного об истории отечественного подводного флота и самой дизель-электрической подлодки, которая служила сначала на Северном, а потом Балтийском флотах, дважды ходила на Кубу и на Гавайские острова.
За 12 лет стоянки лодка ни разу не ремонтировалась. Сейчас специалисты говорят, что необходимо тщательно проверить и очистить от ила ее корпус. В случае необходимости кораблестроители смогут заменить фрагменты обшивки.
Механик Игорь Астафьев рассказал: «Ей необходим косметический ремон: осмотр корпуса, обрисовка балласта, покраска, зачистка».
Операция по буксировке Б-413 заняла всю ночь. Только утром подводную лодку завели в судоходный канал и она направилась в Светлый. Обратно в город главный плавучий экспонат вернется не раньше, чем через месяц.
| |