|
Первая встреча между президентом Обамой и президентом Владимиром Путиным в качестве руководителей двух стран должна была стать прорывом, моментом, когда эти видные политические деятели оставят позади трения, связанные с выборами в России двухмесячной давности.
Но в среду прозвучало объявление о том, что Путин пропустит саммит лидеров «Большой восьмерки», который состоится на следующей неделе в Кэмп-Дэвиде.
Обама всячески продвигал эту идею, называя ее удачной возможностью «провести время» вместе с Путиным. Эта новость озадачила экспертов по внешней политике в обеих странах, которые ждали встречу, надеясь увидеть, как поладят между собой два лидера.
Во время состоявшегося в четверг телефонного разговора российский министр иностранных дел Сергей Лавров заверил госсекретаря Хиллари Клинтон, что в отмене визита нет никакой политики, о чем сообщил официальный представитель Госдепартамента. Другие представители администрации сообщили, что приняли к сведению заявленную причину отмены визита Путина - он сказал Обаме, что ему необходимо завершить формирование кабинета министров.
На самом деле, Путин еще в прошлую пятницу предупредил, что может отправить вместо себя премьер-министра (и бывшего президента) Дмитрия Медведева, сделав это на встрече в Москве с помощником Обамы по национальной безопасности Томасом Донилоном (Thomas E. Donilon), который должен был организовать встречу в Кэмп-Дэвиде. Об этом сообщил высокопоставленный представитель администрации, знакомый с деталями той встречи.
Но разве не Медведев отвечает за формирование кабинета министров, спросил Донилон. Путин, по словам представителя администрации, ответил, что именно премьер осуществляет назначения на посты, а он как президент должен их утвердить. Путин пообещал позвонить Обаме во вторник или в среду, чтобы сообщить об этом решении. В среду он так и сделал.
«Ну да, в Москве действительно идет крупная борьба, но я абсолютно не верю в то, что из-за этого он не может приехать на саммит "восьмерки", - заявил директор программы по России и Евразии из Центра стратегических и международных исследований (CSIS) Эндрю Качинс (Andrew Kuchins). - Это действительно очень странно. Получается, что руководящий кабинетом премьер-министр приехать на саммит G-8 может, а Путин нет?»
Официальные лица из США и России заявили, что президенты встретятся в июне в Мексике на заседании «Большой двадцатки».
В отношениях двух стран остается немало раздражающих факторов, в том числе, развертывание системы противоракетной обороны, которую Россия воспринимает как угрозу, а также российские действия в защиту президента Сирии Башара аль-Асада. Однако о резком изменении планов было заявлено в момент, когда американские и российские официальные лица сигнализировали о своей готовности к нормализации отношений после резкой антиамериканской риторики, присутствовавшей в предвыборной кампании Путина.
Обама выждал несколько дней, и лишь потом позвонил и поздравил Путина с избранием. Представитель Белого дома объяснил такую задержку плотным графиком. «Это был великолепный звонок, когда он состоялся», - заявил в четверг этот представитель.
В Москве наблюдающие за Кремлем обозреватели предположили, что решение Путина является выражением недовольства по поводу этих раздражающих факторов. Среди них заявления Госдепартамента по поводу протестов, которыми была встречена инаугурация Путина.
Еще один раздражающий момент это предстоящее рассмотрение в Конгрессе законопроекта, нацеленного на наказание российских чиновников, причастных к нарушениям прав человека. Оно усложнило усилия администрации по отмене закона времен холодной войны, известного под названием поправки Джексона-Вэника. Этой поправкой были введены торговые санкции против Советского Союза, который препятствовал эмиграции евреев. После распада СССР американские администрации одна за другой просто отказывались от исполнения этих санкций на временной основе. Однако Россия этим летом должна вступить во Всемирную торговую организацию, а в отношении американских компаний из-за действия данной поправки будут применяться более высокие тарифы и пошлины.
Администрация Обамы, как и администрации-предшественницы, пытается убедить Конгресс отменить поправку Джексона-Вэника, однако десятки конгрессменов увязывают отмену с принятием нового закона, названного именем российского юриста Сергея Магнитского, который был арестован и умер в тюрьме после попытки разоблачить налоговое мошенничество правительственных чиновников. Согласно положениям этого законопроекта, обвиняемые в злоупотреблениях чиновники из России и других мест будут лишены права на получение виз, а их активы в США будут заморожены. Администрация выступила против этих положений, назвав их посягательством на действия исполнительной власти и консульских органов по ведению иностранных дел.
Как заявляют российские чиновники, их уверяли в том, что администрация будет активно бороться против принятия закона Магнитского. Они жалуются на администрацию, отмечая, что она делает недостаточно в этом направлении. Администрация поддерживает саму идею, стоящую за законопроектом, однако настойчиво требует отменить те положения, которые больше всего раздражают русских. Администрация выступает за отмену поправки Джексона-Вэника, потому что она наносит вред американским компаниям. Голосование по обоим предложениям должно состояться в этом году.
Эксперт по России Дмитрий Саймс (Dimitri K. Simes), встречавшийся недавно в Москве с российскими официальными лицами, заявил, что по мнению ближайшего окружения Путина, Россия мало что получила от политики «перезагрузки» Обамы, и намерена продемонстрировать, что тональность взаимоотношений будет меняться.
«Путинский лагерь убежден в том, что Россию провели, и что Медведев проявлял некоторую наивность, строя отношения с администрацией Обамы, - сказал Саймс, возглавляющий Центр национальных интересов (Center for the National Interest). - Путин говорит об Обаме не так, как Медведев, и он не использует слово "перезагрузка". А раз не использует, значит, на то есть свои причины».
На состоявшихся в четверг слушаниях в Сенате помощник госсекретаря по европейским делам Филип Гордон (Philip H. Gordon) сослался на целую серию соглашений, заключенных с Вашингтоном президентом, а затем и премьером Путиным. Он заявил, что возвращение Путина на пост президента, не предвещает существенного отступления от политики сотрудничества.
Говоря о Медведеве в новом качестве премьер-министра, Гордон добавил: «Нет оснований полагать, что после занятия этими людьми новых постов мы не сможем добиваться успехов в практических областях сотрудничества, если к этому будет взаимный интерес».
Хелен Купер (HELENE COOPER), Стивен Ли Майерс (STEVEN LEE MYERS), Эллен Барри (ELLEN BARRY)
«The New York Times», США
| |