|
Исполнительный директор J.P. Morgan Chase Джеймс Доймонд сделал признание, которое от него явно не ожидали. В ярких красках он расписал грубые просчеты в биржевой стратегии своего инвестбанка, приведшие к миллиардным убыткам.
В свете прогнозируемого оживления экономики J.P. Morgan поставил на то, что корпоративные облигации будут дорожать, но в апреле цены пошли вниз, сообщает The Wall Street Journal. J.P. Morgan по-прежнему остается прибыльным, однако его потери на торговых операциях составили не менее 2 миллиардов долларов.
Даймона иногда называют королем Уолл-стрит, за его плечами блестящая 25-летняя карьера в ведущих банках США. Но своим заявлением руководитель J.P. Morgan - крупнейшего по размеру активов банка Америки поставил под удар профессиональную репутацию. Ведь если не он, то кто должен был трезво оценить качество стратегии? Сам Даймонд дал ей испепеляющую характеристику: стратегия была дурно выстроена, плохо выполнялась и отслеживалась ничуть не лучше. Даймод пообещал все исправить.
Рынок отреагировал заметным снижением цены бумаг J.P. Morgan. Но, возможно, все не так плохо. Откровенность Даймона - одна из тех вещей, которая работает на доверительные отношения с акционерами. Неприглядная правда обходится дешевле очковтирательства. А упорное нежелание признавать промахи и делать из них выводы, как известно, рано или поздно заводит компании в тупик.
История грандиозного краха некогда самого многообещающего хедж-фонда Long-Term Capital Management, среди учредителей которого были нобелевские лауреаты по экономике, доказывает, что безукоризненных стратегий и совершенных планов не бывает. Невероятно, но ошибается даже «непогрешимый» Уоррен Баффетт. Как-то «оракул из Омахи» публично пожалел о том, что связался с нефтяным бизнесом в лице ConocoPhillips, а в 2009 году признал досадную промашку с проектом по выпуску кредитных карт для клиентов американского страховщика GEICO. Кредитоспособность этих самых клиентов оказалась сильно переоценена. Баффет назвал неудавшееся предприятие «весьма дорогим бизнес-фиаско» (хотя 50,3 миллионов долларов убытков на фоне многомиллиардного оборота Berkshire Hathaway в общем-то не поражают воображение).
Публичная ответственность, которую первые лица компании берут на себя за понесенные потери, пока что больше исключение, чем правило. Принципы той же Уолл-стрит, увековеченные в бестселлере 1980-х «Варвары у ворот», - «никогда не платите наличными, никогда не говорите правду, никогда не играйте по правилам» - наверняка еще живы. По крайней мере, часть из них. В то же время самокритика - вроде той, что была продемонстрирована Джеймсом Даймондом, - способна укрепить этику корпоративного управления. Признание ошибок (разумеется, не слишком частых) должно вызывать больше сочувствия у инвесторов, чем победные реляции на фоне фактических неудач.
В России подобную линию поведения многие считают проявлением слабости. Топ-менеджеры корпораций и влиятельные банкиры практически не готовы говорить о допущенных просчетах, а главным виновником неважных финансовых результатов обычно становится неблагоприятная конъюнктура. Такова общая деловая культура. Глава «Тройки Диалог» Рубен Варданян в интервью онлайн-передаче «Бизнес-секреты с Олегом Тиньковым» как-то заметил, что у участников российского бизнеса большие проблемы с правом на ошибку: «Если ты провалился один раз, то тебя вычеркнули». Вывод прост - никогда не ошибаться. А поскольку это невозможно, ни за что не признавать просчет.
Евгений Карасюк, ПРАЙМ
| |