|
Правительство утвердило критерии изъятия сельхозземель, которые не используются собственниками по назначению более трех лет.
Для девелоперов - это хороший способ избежать высоких налогов до начала строительства, а для государства - неплохой потенциальный источник сборов. Случится ли земельный передел на почве перевода назначений? Мнения экспертов собирал корреспондент радио «Вести ФМ» - Сергей Артемов.
По данным Минсельхоза, сейчас в России каждый шестой гектар, предназначенный для выращивания хлеба, овощей и кормов, - простаивает. Причем, это не пары - отдых земли - а простой коммерческий. О статистике Подмосковья говорит генеральный директор аналитического агентства Rway Александр Крапин:
«По состоянию на 1.1.2011 в МО находится 173 миллиона соток сельхозназначения. По нашим оценкам - до 80% принадлежит так называемым лендлордам. У сельхозпроизводителей, по нашим оценкам, - около 20%. 111 тысяч участков, средний размер которых - 16 гектаров. Стоимость этих земель нами оценивается в 200 миллиардов долларов».
Земельный кодекс предусматривает несколько видов использования угодий - строить дома можно только на специально оформленных участках. Зато сельхозземли - самые дешевые. И по номиналу, и по налоговой нагрузке. Оттого, девелоперы скупают их. И ждут. Когда придет время выгодных проектов, говорит генеральный директор компании «Геодевелопмент» Максим Лещев:
«Земля сельхозназначения, во-первых, стоит дешевле. Во-вторых, это земельный участок, который облагается меньшим налогом, нежели земли ИЖС или промышленные земли. Если ты планируешь строить завтра, возводить коттеджный поселок, жилой комплекс, то в этом есть определенный смысл. А если говорить об ожидании лучших времен, то самый правильный метод ведения бизнеса - не переводить это сейчас».
Разумеется, сеять рожь вокруг Рублевки никто не собирается. Хотя земля предназначается формально - только для этого. Потому правительство апеллирует к честности понятий. И разработало критерии к закону 10-летней давности, которые позволят изъять простаивающую землю. Либо - заставят владельцев привести документацию в должный вид. А это стоит денег, отмечает Александр Крапин из агентства Rway:
«Перевод земель, по нашим данным, стоит от 500 до 1000 долларов за сотку. Чем ближе к Москве, тем дороже».
Перевод назначения земель происходит на уровне муниципалитетов. Эксперты признают долю коррупционности в этом процессе: переплачивать приходится за ускорение бумажных работ, которые могут растянуться на год и более. И угроза потери земли теперь может увеличить теневую нагрузку на ее владельцев. Вообще же, отмечает Максим Лещев из компании «Геодевелопмент», закон об изъятии земли противоречит Конституции:
«Вот у меня стоит автомобиль дома три года, я не езжу на нем. Почему у меня не отобрать его, потому что я не езжу? Очень хороший способ обогащаться! Почему у нас так придумали: отбирать что-то, что не используется? Это - полное противоречие институту частной собственности».
Жесткое разделение земли на категории использования позволяет местным и федеральным властям прогнозировать их экономическое развитие. С другой стороны, оно стало питательной почвой для незаконного бизнеса. В будущем году сам механизм перевода будет упрощен, но реальный эффект для бюджета, по мнению экспертов, принесет введение налога на недвижимость по рыночным ставкам. Независимо от того, что расцветает, либо застраивается на каждом конкретном участке.
| |