Следственный комитет по Москве и полиция составляют списки участников столкновений с бойцами ОМОНа на «Марше миллионов» 6 мая.
По данным «Известий», оппозиционеров искали по показаниям свидетелей и полицейских, на основании анализов видеозаписей, сообщений в соцсетях и даже по переводам на электронные кошельки. Основные участники потасовки, координаторы и спонсоры установлены, оперативники получили приказ на их задержание. В тайнах оперативной работы по поиску агрессивных оппозиционеров, разбирался корреспондент «Вестей ФМ» Сергей Гололобов.
Следствие шло по двум направлениям. Во-первых, работали по тем, кто был задержан на самом митинге, и кто был экипирован специально для уличных боев: в масках, респираторах, перчатках, при задержании у них изымали ножи или арматуру. Это первые подозреваемые. Их особенно много в рядах леворадикалов, анархистов, антифашистов, националистов и даже представителей гей-движения. Вообще, работа по горячим следам всегда самая эффективная, говорит зампред Коллегии адвокатов «Ваш юридический поверенный. Владислав Капканов.
"Важно понимать, что установить какое-то конкретное лицо, если сразу не удалось, то потом, путем получения каких-то доказательств будет крайне затруднительно. И если не найти каких-то конкретных очевидцев, задержанных по горячим следам. И как определить каких-то провокаторов, виновных в совершении конкретных деяний, ведь это именно те лица, которые должны быть изобличены на месте", - говорит Капканов.
Тем не менее, следствие утверждает, что установлены и те зачинщики беспорядков, кто на месте задержан не был. Для этого были исследованы все видео и фото с уличных и полицейских камер, а также размещенные в социальных сетях. Современные средства идентификации позволяют выявлять зачинщиков беспорядков весьма эффективно, поясняет Зампред комиссии Мосгордумы по безопасности и президент международной ассоциации ветеранов подразделения "Альфа" Сергей Гончаров.
"Мало того, что наши улицы оборудованы видеокамерами, и полицейские, все оснащены видеокамерами. На каждой видеокамере видно, что творится. Возьмите Манежную площадь или Триумфальную, все же эти видеокадры попадают к следователям, которые анализируют ту ситуацию, которая произошла. Когда громили, поджигали машины, там же видно, кто это делал, сколько их было. Даже лица были обозначены, потом их находили", - объясняет Гончаров.
Если на видео видно, что человек призывает бить полицейских, захватывать правительственные учреждения, бросает в омоновцев камни, бутылки, мы его отмечаем, распечатываем его фото и передаем полицейским. Проводится портретная экспертиза, человек "пробивается" по экстремистским базам данных, - рассказал "Известиям" источник в Следственном комитете. Ну а затем следуют его розыск и задержание. Лидеры протестного движения Алексей Навальный и Сергей Удальцов тоже допрошены по делу о беспорядках, но пока остаются в статусе свидетелей. Под уголовную ответственность они, скорее всего, не подпадают, полагает Сергей Гончаров.
"Если они призывают к каким-то политическим изменениям и не применяют физическую силу и не провоцируют то сообщество, которое они организовали для проведения митинга, к каким-то противоправным действиям и не призывам идти громить Кремль, то, по всей видимости, они не попадут в списки", - добавляет Гончаров.
Но самое любопытное, что следователи ищут и спонсоров акции, тех, кто делал взносы в фонд митинга. Поскольку делается это в основном посредством интернет платежей, то, стало быть, оперативники получили нужную информацию в системах электронных денег. Председатель совета директоров QIWI Борис Ким поясняет, что делать такие запросы спецслужбам позволяет соответствующий закон.
"Информация спецслужбам предоставляется в соответствии с законом, и по запросу определенной формы, которая направляется эмитенту электронных денег, здесь законодательство очень похоже на банковское. Примерно в тех же самых случаях, что банки предоставляют информацию, в тех же случаях и эмитенты электронных денег должны предоставлять информацию правоохранительных органах о движениях по счетам", - поясняет Ким.
Были ли запросы от спецслужб непосредственно в систему "КИВИ"? Вот, как ответил на этот вопрос Борис Ким.
"Я не могу комментировать эти вещи. Потому что это часть их работы, но повторюсь, что был только один случай, когда такой запрос был направлен, и на него был дан ответ", - рассказал Ким.
Борис Ким имеет в виду, получившую в СМИ известность историю, когда ФСБ направила запрос в "Яндекс. Деньги" с требованием предоставить информацию по электронным кошелькам некоторых деятелей оппозиции. И такая информация спецслужбам предоставлена была. Другой способ, это получить доступ к электронному кошельку человека в обход платежных систем и без официальных запросов, Например, изучив контакты потенциального экстремиста в социальных сетях, где обсуждается тема сбора денег, отмечает Борис Ким.
"Получить доступ к самому кошельку деятеля оппозиции, и посмотреть, какие деньги он получал, от каких пользователей. Но здесь информации может быть достаточно мало, потому что подавляющее количество кошельков, они анонимны. То есть, там нет никакой фамилии, имени или отчества. Там только есть номер кошелька. Поэтому сопоставить этот номер кошелька с каким-то человеком, это отдельная задача и весьма сложная", - объясняет Ким.
Неизбежно возникает вопрос. Как добровольные взносы на разрешенный митинг сочетаются с поиском экстремистов, дравшихся с полицией? Адвокат Владислав Капканов утверждает, что никак.
"Непонятно, если мы расследуем конкретные действия, связанные с сопротивлением сотрудникам полиции, то какой смысл исследовать вопросы перечисления денежных средств в интернет-кошельки. Я не думаю, что одно будет вытекать из другого. Я думаю, что это диаметрально противоположные предметы доказывания, которые никакой необходимости устанавливать в этом деле нет", - пояснил Капканов.
Сергей Гончаров надеется, что власти не будут карать тех, кто жертвовал деньги на оппозиционные акции.
"По Интернету пошла такая волна, что власть начнет сейчас всех, кто помогает оппозиционерам в проведении митингов и перевел деньги, тут же его в кутузку. Это совершенно не так. Я думаю, что власть провоцировать такие вещи не будет. И поэтому люди, которые перевели деньги в поддержку какой-то политической акции, которая тем более разрешена, никто их не собирается зачислять в оппозиционеры, и тем более прессовать их по любому поводу", - объяснил Гончаров.
Участникам же беспорядков 6 мая, как это было после столкновений на Манежке в 2010 году, грозят весьма внушительные сроки. Следственный комитет возбудил уголовные дела по двум статьям - по факту призывов к массовым беспорядкам и по факту применения насилия к сотрудникам полиции. Наказание по этой статье - до десяти лет.