|
Представитель итальянской компании Oto Melara, специализирующейся на производстве военной техники, сообщил о том, что в перспективе Россия может купить лицензию на производство бронемашин Centauro, сообщает РИА «Новости».
Известно, что сейчас в Подмосковье идут испытания двух машин Centauro с пушками калибра 105 и 125 мм. Ожидается, что две другие машины с пушками калибра 120 и 30 мм прибудут через 1,5 месяца и также присоединятся к испытаниям. Танки будут участвовать в трех видах испытаний: лабораторных, походных и стрельбовых.
По итогам испытаний, которые будут подведены в конце 2012 года, будут сделаны выводы о перспективе создания совместного предприятия по лицензионному выпуску Centauro на одном из предприятий российской «оборонки».
Высокопоставленный представитель Рособоронэкспорта подтвердил в субботу, что в ближайшее время в России начнутся испытания Centauro для возможной в будущем закупки лицензии на его производство. Одной из возможных площадок по выпуску этой бронетехники он назвал завод «КамАЗ» в Набережных Челнах.
Минобороны проявляет интерес к колесным танкам и считает необходимым иметь их на вооружении, заявил первый зампредседателя военно-промышленной комиссии при правительстве России Юрий Борисов.
«Военные давно говорят, что хотели бы видеть на вооружении колесные танки», - сказал Борисов, цитирует "Интерфакс".
«Закупило и закупило. Пусть посмотрят. Люди выбирают, смотрят, что в мире есть хорошего», - сказал Борисов.
При этом он отметил, что России будет закупать только единичные образцы зарубежной военной техники с целью освоить технологию их производства.
Бронемашина Centauro разработана концерном CIO - совместным предприятием холдинга Finmeccanica (в который входит Oto Melara) и Iveco. Centauro построена на восьмиколесной базе с четырьмя ведущими мостами. Экипаж - четыре человека. Бронеавтомобиль способен разгоняться до 110 км в час и имеет боевой радиус в 800 км. В зависимости от модификации Centauro оснащаются 105- или 125-миллиметровыми пушками, а также двумя пулеметами калибра 7,62 мм.
На вооружении итальянских военных стоят 400 бронемашин Centauro.
Минобороны уже сотрудничает с одной итальянской компанией, специализирующейся в том числе на производстве колесной бронетехники. В конце января российское ведомство сообщило о покупке 60 четырехколесных бронемашин Iveco LMV M65 Lynx, которые получили в России наименование «Рысь». Сборка машин ведется на совместном предприятии Оборонсервиса и компании Iveco в Воронеже. В настоящее время локализация производства «Рысей» составляет 10%. К 2014 году этот показатель должен вырасти до 50%.
Объем лицензионного производства «Рысей» составит около 500 машин в год. Закупка итальянских броневиков уже включена в госпрограмму вооружений России на 2011-2020 годы. В общей сложности Минобороны планирует приобрести 1775 таких бронемашин. 57 из них поступят в войска в 2012 году.
«Бронемашина Centauro с 105-миллиметровой пушкой - модель не новая. Серийное производство было развернуто еще в 90-х годах. Машине уже около 20 лет. Это легкая разведывательная машина. В сущности, такие машины на вооружении нашей армии не нужны. У нас уже есть разработанные колесные бронетранспортеры БТР-90, БРДМ-3. По тактико-техническим характеристикам они не уступают западным. Кроме того, если Centauro может разместить только экипаж, то наши бронетранспортеры могут разместить еще и десантную группу. При этом БТР-90 легче на 10 тонн, чем Centauro», - заявляет первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков.
Напомним, что впервые БТР-90 был представлен публике в 1994 году. Разработчиком выступило ОАО «ГАЗ», производителем было заявлено ОАО «Арзамасский машиностроительный завод».
БТР-90 был даже принят на вооружение российской армии приказом от 2008 года. Однако по состоянию на июнь 2009 года в войсках отсутствовал, за исключением опытной партии. Долгое время вопрос о реальных поставках броневых машин висел в воздухе.
В 2012 году стало известно, что Минобороны официально отказалось от закупок БТР-90. Одной из причин стали изменившиеся взгляды на способы ведения вооруженной борьбы. Между тем не раз официально говорилось о технической отсталости российской военной техники. К примеру, главком Сухопутных войск Александр Постников считает, что наша бронетанковая техника уступает по своим параметрам образцам техники НАТО и даже Китая.
Отметим, что разговоры об испытании итальянских бронетранспортеров и о перспективах создания совместного производства велись еще в 2010 году между министром обороны России Анатолием Сердюковым и министром обороны Италии Игнацио Ла Русса.
«Минобороны все равно будет делать ставку на гусеничные танки, поскольку на гусеницах можно пройти по целому ряду регионов. Колесные бронемашины можно использовать только в горно-пустынной местности. Применяться колесные бронемашины могут на Кавказе и в среднеазиатских республиках», - комментирует председатель общественного совета при Минобороны, директор центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко.
Эксперт напомнил, что правительство и Минобороны сейчас делают ставку на производство танка пятого поколения «Армата», разрабатываемого Уралвагонзаводом. С 2015 года планируется начать массовое производство этих танков. Минобороны планирует закупить более 2000 единиц.
«Практика закупки иностранных образцов военной техники будет носить единичный характер. Возможен трансфер каких-то отдельных технологий. Но мы должны поддерживать в первую очередь отечественных производителей и делать ставку на отечественную бронетанковую продукцию», - уверил Коротченко.
Вместе с тем эксперты опасаются, что перспективы запуска совместного производства итальянских бронемашин в России скажутся на экспортном потенциале страны. «Понимаете, если идет речь о закупке отдельных единиц иностранной военной техники, то это одно. Но когда говорится о покупке лицензии, это совсем другое. Это нанесет удар по имиджу России как одного из крупнейших экспортеров военной техники. Более того, нанесет урон нашей оборонной промышленности, а также подорвет национальную безопасность страны», - считает Константин Сивков.
С другой стороны, эксперты не уверены в том, что в конечном итоге будет развернуто производство. «Здесь усматривается маркетинговый ход самого производителя, который хочет выйти на российский рынок военной техники. Поскольку официального подтверждения Минобороны пока не было», - комментирует Коротченко.
В этих словах есть доля правды. Группы «КамАЗ» и «ГАЗ» являются прямыми конкурентами. Планируется, что бронемашина Centauro будет собираться на площадке «КамАЗа», входящей в структуру Ростехнологий. «КамАЗ» уже производит четырехколесные бронемашины «Мустанг» в рамках корпоративной целевой программы «Специальные автомобили» по заказу Минобороны и Федеральной пограничной службы.
С другой стороны, ОАО «ГАЗ» разрабатывало бронемашину БТР-90, которую Минобороны в итоге не приняло на вооружение. Известно, что сейчас идет разработка новой колесной боевой платформы средней весовой категории под шифром «Бумеранг», которая должна заменить БТР-90. Разработка ведется Военно-промышленной компанией совместно с Арзамасским машиностроительным заводом. Обе компании связаны с группой «ГАЗ» Олега Дерипаски.
В начале 2011 года сообщалось, что разработка прототипа должна завершиться к 2015 году. В феврале 2012 года главком Сухопутных войск России Постников заявил, что первые образцы поступят в войска в 2013 году, а массовые поставки начнутся в 2015 году.
Можно предположить, что проект сборки Centauro лоббируется «КамАЗом» в пику разработке проекта «Бумеранг», которая ведется группой «ГАЗ».
| |