|
В Афганистане наступила третья фаза передачи ответственности за безопасность в стране от коалиционных сил НАТО к афганским военным. Об этом накануне заявил глава государства Хамид Карзай.
Под контролем правительственных войск уже 230 районов. В их числе Кандагар, который считался оплотом движения «Талибан». Вместе с тем, говорить о наступлении мира в Афганистане ещё рано: многие районы, по-прежнему, подвергаются массированным атакам боевиков.
Чем чаще официальные лица в Афганистане заявляют об успехах, тем громче на такие заявления отвечают талибы. Боевики каждой новой акцией ставят под сомнение те достижения, о которых говорят представители и международного контингента, и правительства страны.
В первую годовщину ликвидации террориста номер один Усамы Бен Ладена «Талибан» объявил о начале весеннего наступления, и всего за две недели «повстанцы» - так их теперь называют, например, в США - дали понять, что официальные оценки ситуации в Афганистане имеют мало общего с реальным положением дел в стране.
Поток плохих новостей из Афганистана кажется бесконечным - по сути, в стране тлеет гражданская война. Юг лишь частично контролируют правительственные силы, но теперь и на севере талибы действуют достаточно активно. Все попытки начать мирные переговоры с талибами пока проваливаются. Вот и последняя закончилась убийством бывшего премьер-министра - в прошлом талиба - Арсалы Рахмани. Советника президента Афганистана, по сути, главного переговорщика, застрелили в центре Кабула. Можно считать, что на этом первый и пока последний раунд закончен.
Президент Афганистана дает большое интервью журналистам телеканалов «Россия -24», Russia Today и агентства «РИА Новости». Резиденция главы государства - самая укрепленная крепость Кабула. Хамид Карзай крайне редко покидает охраняемый периметр дворца, и отсюда, как оказалось, ситуация в стране выглядит совсем иначе.
Глава государства уверен: как только большая часть солдат НАТО покинет Афганистан, получится и договориться, то есть, объединиться с талибами. Карзай не считает большую часть боевиков «Талибана» террористами. Также после вывода войск, по мнению президента, экономика страны должна возродиться из руин.
«В этом году наш государственный доход составил более 2 миллиардов долларов. Увеличивается прибыль от добычи полезных ископаемых. К 2024 году доходы Афганистана должны будут составлять примерно 5 миллиардов долларов. Так что, жизнь в нашей стране наладится», - говорит Карзай. 90% бюджета Афганистана сегодня - это иностранные дотации. Но они не вечны, а даже официальная статистика говорит о том, что тенденций роста собственно афганской экономики нет. И дело не только в том, что Афганистан, пожалуй, одно из самых небезопасных мест в мире. С таким уровнем коррупции во всех сферах жизни - а Афганистан по этой части мировой лидер - крайне сложно рассчитывать на инвестиции и рост.
Даже союзники уже не могут дипломатично молчать. Спецпредставитель Европейского Союза, говорит, что налогоплательщики Европы задают неудобные вопросы политикам ЕС: кому мы помогаем, Афганистану или чиновникам этой страны?
«Афганцы должны помочь сами себе, помогая нам. А самая важная помощь, чтобы они уделили внимание коррупции в стране, для того чтобы в стране была более ответственная, транспарентная администрация и на региональном уровне, и на центральном уровне», - считает глава миссии Европейского союза в Афганистане Вигаудас Ушацкас. При этом аргументы Хамида Карзая схожи с риторикой представителей международных сил содействия безопасности.
«Если посмотреть на Афганистан, каким он был 11 лет назад, когда сюда вошли международные силы, то вы увидите страну после кровавого конфликта. Общество было замучено и истерзано талибами. В этой стране не было телевидения, радио.
Теперь здесь 75 радиостанций, развивается медицина, энергетика. И это все, и не только это стало возможно благодаря международным силам», - говорит официальный представитель Международных сил содействия безопасности в Афганистане Карстен Якобсон.
Бригадный генерал Якобсон уверен: за 11 лет пребывания в стране международных сил жители Афганистана получили свободу в ее западном понимании и перспективу когда-нибудь жить в мире. Но есть и другие оценки: истерзанным одной войной просто навязали другую, и когда она завершиться, непонятно вовсе.
| |