|
В Мелихове наступила театральная весна. В Подмосковье начался один из самых необычных театральных фестивалей- «Мелиховская весна».
Фестиваль уникален и по месту проведения, и по тематике: уже много лет Музей-заповедник Антона Павловича Чехова в Мелихове предоставляет свою территорию лучшим театральным коллективам со спектаклями по произведениям великого драматурга. Многие из этих постановок играются в естественных декорациях усадьбы, что придает особый колорит фестивальной программе.
Фестиваль вырос из традиционных весенних театральных праздников. Начало этой традиции было положено в 1982 году, когда по инициативе директора музея Юрия Авдеева и главного режиссера Липецкого театра драмы Владимира Пахомова актеры театра впервые в истории Мелихова сыграли на веранде чеховского дома «Чайку» - так герои пьесы словно ожили в месте ее создания. Впоследствии Липецкий театр ежегодно привозил в Мелихово свою очередную чеховскую премьеру.
Привез он ее и на этот раз. И снова «Чайку» - новую версию легендарного спектакля. В новой постановке Липецкого театра жена Пахомова, известная актриса Ольга Овчинникова, которая в 1982 году играла Нину Заречную, на этот раз выступила в роли Аркадиной. И спектакль, как и в первый раз, артисты из Липецка сыграли на веранде чеховского дома.
- "Чайка" - это символ Мелиховского фестиваля, - считает его куратор, чеховед, театральный критик Татьяна Шах-Азизова. - Здесь Чехов написал это произведение, здесь его играют, декорации усадьбы соответствуют описываемым в пьесе. Поэтому мы, организаторы, решили, что в рамках фестиваля этот спектакль должен быть обязательно в открытии. Нынешняя «Мелиховская весна» официально тринадцатая и снова открывается «Чайкой».
Татьяна Шах-Азизова, свидетель той самой первой постановки «Чайки» в Мелихове:
- Один из директоров Мелихова, знаменитый слепой художник, героический человек Авдеев восстановил Мелихово после войны. Он мечтал о том, чтобы в Мелихове возник свой театр, и ему удалось сделать первый шаг. В саду под дождем, на холодном ветру, фактически без репетиций липецкие актеры играли «Чайку» в костюмах той эпохи. Кругом под зонтами ходили зрители, и было очень странное впечатление, будто мы подсматриваем какую-то давно прошедшую, но настоящую жизнь. Такой был эффект подлинности в актерской игре, впечатление было мистически нереальное. Театр, конечно, очень волновался. Но вот эта естественность усадьбы, атмосфера необыкновенная, что-то колдовское, что заложено в "Чайке", дало импульс, и это, конечно, забыть нельзя.
Со временем и другие театры стали приезжать в Мелихово со своими спектаклями и даже делать специальные постановки. В результате в 2000 году был организован первый фестиваль, по определению его создателя Юрия Бычкова - «ежегодный, международный, чеховский». Фестиваль разных театров из разных стран, со спектаклями разных жанров.
Также в программе фестиваля можно будет увидеть «Чайку» в трактовке режиссера Александра Бурдонского, в исполнении актеров Центрального академического театра Российской армии.
По мнению председателя Союза театральных деятелей России нар. арт. РФ А.А.Калягина, возглавляющего организационный комитет фестиваля, «играть здесь - это и огромная честь, и счастье, но вместе с тем - огромная ответственность: ведь в чеховской атмосфере недопустимы фальшивые ноты, пошлость и безвкусие».
Как рассказал художественный руководитель «Мелиховской весны» Владимир Байчер, все театры привозят свои спектакли по Чехову, часто специально поставленные для фестиваля.
- В этом году гостями фестиваля станут 14 театров из разных городов России, а также сценические коллективы из Испании, Болгарии, Украины, Абхазии, - сказал Байчер. - За восемь фестивальных дней будут показаны 15 спектаклей разных жанров, поставленных по пьесам и прозаическим произведениям Антона Павловича. В этом году в программе много водевилей, в числе которых «Медведь» в постановке Испанского камерного театра им. Чехова (режиссер Анхель Гутьеррес), «Предложение» в интерпретации болгарской труппы «Театра 199» из Софии, которая впервые приезжает на наш фестиваль, «Человек в футляре» в постановке Таганрогского драматического театра, две версии любимой и взрослыми и детьми чеховской «Каштанки».
Например, львовский Национальный академический украинский драматический театр имени Заньковецкой стал фактически талисманом «Мелиховской весны». Чехов - главный автор в репертуаре украинского театра. В этом году труппа привозит в Мелихово спектакль «Огни».
Анхель Гутьеррес о фестивале услышал от Олега Ефремова. Испанский режиссер, выпускник ГИТИСа, после учебы вернулся в Мадрид и стал художественным руководителем Камерного театра имени Чехова. Русского классика в Испании любят, многие мечтают попасть в эту усадьбу. На вопрос «как испанцы воспринимают нашего Чехова?» Гутьеррес возмутился.
- Это не ваш Чехов! Он принадлежит вечности! Мелихово для меня святыня, и мои испанцы, которые приезжают сюда, они плачут от счастья, - рассказывает художественный руководитель мадридского Камерного театра имени Чехова Анхель Гутьеррес. - Одна даже чуть в обморок не падала: «Я не могу, я должна быть там, в Мелихове, с Чеховым!» После спектаклей в Мадриде люди оставляют восторженные отзывы, потому что это настоящий театр. До меня в мадридские театральные школы принимали кого попало, о школе Станиславского никто и не слышал.
В афише будут и большие пьесы, будут представлены и "Дядя Ваня", и "Вишневый сад", и много водевильных спектаклей, и спектакли по прозаическим произведениям Чехова. Так что программа очень разнообразна, а формат очень разный.
- Мы не придерживаемся каких-то идей в плане того, что это должен быть традиционный Чехов или авангардный Чехов, - говорит Владимир Байчер. - Это должен быть живой Чехов, что мы надеемся показать публике в течение восьми дней фестиваля «Мелиховская весна».
Нынешний фестиваль проходит в год 120-летия приезда семьи Чеховых в Мелихово. Этому событию посвящена интереснейшая выставка «Мелиховское семилетье: год 1892», развернутая в фойе театрально-выставочного зала. За семь проведенных здесь лет он написал 42 произведения, включая «Чайку» и "Дядю Ваню". В специальной экспозиции письма, черновики, фотоснимки, костюм, в котором доктор Чехов принимал больных, другие личные вещи.
- У Антона Павловича было очень много книг, - говорит главный хранитель музея Ксения Чайковская. - И удочка!
Удочка, потому что рядом с домом находится пруд, его Чеховы назовут Аквариумом, и Чехов потом будет шутить: пруд находится рядом с домом - и удочку можно закидывать прямо из окна спальни.
А в самом зале размещена выставка, посвященная театральной жизни Мелихова за последние 30 лет: здесь нашли свое отражение и фестивали, и другие значительные театральные события, которых было предостаточно. Представлены редкие фотографии, свидетельства приезда на фестиваль Олега Ефремова, Петера Штайна. Эти фотоматериалы, а их не менее 300, взяты из архива музея-заповедника и из личных собраний старожилов фестиваля.
Организаторами фестиваля являются Министерство культуры РФ, Министерство культуры Московской области, Союз театральных деятелей РФ и Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник «Мелихово». На проведение нынешнего фестиваля потребовалось более 2 миллионов рублей. По традиции спектакли «Мелиховской весны» пройдут на нескольких площадках - в Серпуховском городском театре, а также в Мелихове - на новой камерной сцене и в естественных интерьерах усадьбы.
- Я уже не могу представить себе наш музей без этого фестиваля, и никто не может, - говорит директор Музея-заповедника А.П.Чехова Константин Бобков. - Уже в январе нам звонят и бронируют билеты на фестиваль, и многие заявки поступают из стран, в которых о нашем фестивале могли бы и не слышать. За фестивальную неделю усадьбу посещают более тысячи человек, а всего в прошлом году Мелихово посетили около 80 тысяч гостей.
На открытии фестиваля мелиховский театр «Чеховская студия» представил свою интерпретацию чеховского «Медведя». Гости были несколько шокированы, когда к банкетным столикам вышла лошадь, но на то это и усадьба, чтобы сельская жизнь здесь чувствовалась в полном объеме, ведь банкетный зал - бывший скотный двор. Затем на открытой веранде главного дома Липецкий государственный театр им. Л.Н.Толстого представил свою новую, 2010 года версию «Чайки» главного режиссера театра Сергея Бобровского. С импровизированной сцены действие органично переходило в сад, к пруду, на аллеи.
- Для театра это некий символ, дань традициям, - считает Сергей Бобровский. - "Чайка" - своеобразная проверка для творческого коллектива, потому что пьеса настолько раскручена, что критики не избежать.
Но фестивальная жизнь - это не только спектакли. На открытии прошла презентация двух книг выдающегося режиссера, создателя нового чеховского театра А.В.Эфроса - «Чайка» и "Три сестры". Также в рамках фестиваля пройдут мастер-классы режиссера Адольфа Шапиро в отреставрированном доме соседа Чеховых - Варенникова, где недавно открылась театральная школа. Здесь проходят семинары и мастер-классы для представителей всех театральных профессий с мая по октябрь. Один из "круглых столов" провел наш коллега, обозреватель «МК», чеховед Александр Минкин.
| |