|
Нестабильность на финансовых рынках в прошлом году не позволила вырасти зарплатам как в еврозоне, так и в России. Эксперты отмечают, что на снижение доли зарплаты в ВВП России сказалась и возвращение «серых» зарплатных схем.
Доля заработной платы в общем объеме внутреннего валового продукта (ВВП) России в 2011 году сократилась на 2% -до 36,8%. При этом доля зарплаты в нашем ВВП (в терминологии аудиторско-консалтинговой компании ФБК - зарплатоемкость) все же по сравнению с европейскими странами остается сравнительно высокой, отмечают аналитики ФБК.
Показатель зарплатоемкости по отношению к ВВП рассчитывается для того, чтобы сравнивать заработки в разных странах. Ведь в Эфиопии один уровень жизни и уровень цен соответственно, а в Швейцарии - совсем другой, отмечает партнер юридической компании «Налоговик» Сергей Варламов.
По словам директора департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаева, снижение данного показателя в 2011 году - самое значительное не только в новейшей российской истории, но и по сравнению с теми странами ЕС, которые представили статистические данные по состоянию на середину мая 2012 года. В странах ЕС, в которых было зафиксировано снижение показателя, оно составило от минус 1,7 п.п. в Румынии до минус 0,16 п.п. в Нидерландах.
Игорь Николаев отмечает, что на то были и вполне объективные экономические причины, наблюдавшиеся во всех странах: сохранение неопределённости в мировой экономике, нарастание кризиса суверенных долгов в Европе. «В таких условиях было бы странным наращивать фонды оплаты труда, что и нашло отражение в европейской статистике. Снижение зарплатоемкости зафиксировано в большинстве европейских стран», - отмечает эксперт. По итогам 2011 года такой же, как у России, показатель имеет Норвегия - 36,8%, немногим выше зарплатоемкость ВВП у Бельгии - 37,8%. В Чехии, которая больше подходит для корректного сравнения с Россией, зарплатоемкость ВВП по итогам 2011 года составила 31,7%.
Зарплаты в конвертах
По мнению экспертов ФБК, столь резкое снижение зарплатоемкости в России в первую очередь обусловлено реакцией бизнеса на увеличившуюся фискальную нагрузку. «Дело в том, что в 2011 году в России суммарная ставка социальных страховых платежей была поднята с 26 до 34%. Это, как и предупреждали многие, спровоцировало активный уход бизнеса в тень. Отсюда относительно невысокий прирост зарплат и, как следствие, на фоне роста ВВП - на 4,3% - резкое снижение показателя зарплатоемкости ВВП», - полагает Игорь Николаев.
Основной причиной снижения доли зарплат в ВВП, действительно, является реакция бизнеса на рост социальных страховых платежей, отмечает партнер BDO в России Елена Хромова. Наряду с общей напряженной ситуацией в мировой экономике это приводит к замедлению роста заработной платы и, соответственно, снижению зарплатоемкости на фоне роста ВВП.
Надо учитывать, что показатель зарплатоемкости сам по себе еще не отражает полной картины благосостояния жителей в той или иной стране, он демонстрирует соотношение общего объема сделанной работы и полученной зарплаты в целом по стране, полагает Сергей Варламов. В кризисный 2009 год Россия имела зарплатоемкость ВВП в 40%, а в 2000 - почти вдвое меньше, 23,6%. При этом инфляция в эти же годы была соответственно 8,8% и 20,2% в год. «Иными словами, это не зарплаты у нас в стране такие высокие, просто мы производим слишком мало. Виной тому, по-видимому, большой размер зарплат в непроизводительной сфере - в некоммерческих организациях и госорганах. Возможно, задача удвоения ВВП вернется вместе с президентом, впервые ее поставившим», - отмечает Варламов.
Учитывая тот факт, что, невзирая на предвыборные обещания, ставка отчислений в социальные фонды останется на прежнем высоком уровне и в 2014 году, ждать роста зарплат ждать не приходится. Мелкий и средний бизнес, судя по статданным о росте доходов населения и по ряду косвенных признаков, уводит зарплаты в тень, полагает Елена Хромова.
*показатель не рассчитан, поскольку ряд стран ЕС не предоставил необходимые для расчёта данные по состоянию на середину мая 2012 г.
Источник: ФБК
| |