|
Центробанк больше не будут публиковать на своем сайте информацию о введении запрета тому или иному банку на работу по привлечению вкладов. По мнению экспертов, это облегчит жизнь банкам, но может увеличить нагрузку на Систему страхования вкладов
Минфин на своем сайте разместил проект поправок в закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Изменения в закон подготовлены в рамках работы по реализации стратегии развития банковского сектора на период до 2015 года, они преследуют цель снизить административную нагрузку на кредитные организации, говорится в пояснительной записке к документу. Поправки предполагают, в частности, ослабление контроля со стороны Центробанка за банками, работающими с вкладами населения.
Главное предложение Минфина состоит в том, чтобы разрешить ЦБ не публиковать на своем сайте информацию о введении запрета для какого-то банка на привлечение вкладов. Сейчас ЦБ обязан делать эту информацию публичной в рамках требований закона о раскрытии инсайдерской информации.
Отметим, обычно публикация информации о запрете влечет за собой массовый отзыв вкладчиками своих средств, что почти всегда парализует работу кредитной организации. Если поправки в закон будут приняты, ЦБ сможет, как это было и раньше, проводить с проблемным банком «профилактические беседы» без их публичной огласки, считает старший аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Олег Душин.
Правда, когда предупреждения ЦБ появляются на сайте, как правило, вкладчику обращаться в банк уже поздно, отмечает преподаватель Института фондового рынка и управления Дмитрий Бобров. В этом отношении показательны последние случаи публикации на сайте ЦБ предписания банкам о временном запрете на привлечение вкладов. Клиенты этих банков к этому времени уже не могли забрать даже те вклады, срок которых истек, поскольку в кредитных организациях просто не оставалось денег, напоминает Бобров.
В качестве примера он приводит ситуацию с МИ-банком, когда после публикации запрета оказалось, что банк не только не может вернуть вклады, но и перевести по назначению средства, которые студенты МГУ и Первого московского медуниверситета имени Сеченова перечисляли за обучение. Кроме того, считает Дмитрий Бобров, возвращение в практику диалога ЦБ с проштрафившимся банком по принципу «тет-а-тет» увеличит нагрузку на Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Скорее всего, после такого диалога банку все равно не разрешат привлекать вкладчиков, за чем через некоторое время последует и отзыв лицензии. По крайней мере так чаще всего и случается на практике. «Если ЦБ сейчас публикует подобную информацию, то хотя бы у части вкладчиков есть шанс сохранить свои деньги. Теперь же, раз вкладчики о проблеме знать не будут, шансов у них практически не останется», - полагает он.
Нормативы
Коснутся изменения и соблюдения нормативов достаточности и ликвидности, которые обязан соблюдать любой банк. В предложенном Минфином законопроекте они смягчены.
В отношении банков, привлекающих вклады, нормативы сейчас установлены на более высоком уровне, чем для прочих кредитных организаций. Так, сейчас норматив достаточности капитала (Н1) для банка, привлекающего вклады, - не ниже 11%, а для работы банка вообще - 10%. То же касается и требований ЦБ к нормативу мгновенной ликвидности (Н2) и 30-днейвной ликвидности (Н3) - для обычного банка они на сегодняшний день составляют 15% и 50% соответственно, отмечает Олег Душин. Для банков, привлекающих вклады, они жестче, и зависят от доли вкладов в пассивах.
Олег Душин напоминает, что сейчас банк, достаточность капитала которого падает ниже 11%, зачастую испытывает прессинг со стороны ЦБ, так как такой банк заставляют непрерывно отчитываться о состоянии дел и о том, что предпринимается для восстановления норматива.
Смягчение требований к мгновенной ликвидности позволит банку в случае даже временного падения норматива не продавать, например, портфели кредитов, выданных малому и среднему бизнесу, полагает Дмитрий Бобров. Он вспоминает, что именно к такой мере обычно прибегают банки, норматив у которых падает. Это связано с тем, что именно под кредиты МСБ банк вынужден создавать самые большие резервы. «При этом кредиты этому сектору - продукты с высокой процентной ставкой, и банки могут на них неплохо зарабатывать. И если оценивать ситуацию с точки зрения ведения бизнеса, получается, что банк вынужден продавать свой пул кредитов МСБ, лишая себя возможности поправить норматив из прибыли. А это не логично», - отмечает Бобров.
Олег Душин считает, что если тотальный контроль над банками со стороны ЦБ будет заменен на напоминания, то в этом просматривается элемент снижения административной нагрузки. Впрочем, Дмитрий Бобров полагает, что формально для банков это облегчение даст лишь уменьшение объемов переписки с надзорным органом, так как ЦБ и сегодня прибегает к отзыву лицензии у банка лишь в крайних случаях - как правило, «когда от кредитной организации остается только пустая оболочка».
| |