|
«В 1949 году нашу семью включили в списки на высылку, но не выслали. Просто повезло - мы все чем-то заболели: высокая температура, сыпь, и те, кто нас должны были выслать, побоялись заразиться. Но в школе меня называли предателем родины, эту чашу я испил полной мерой. Так что и меня история учила. Но я не держу зла ни на кого. Убежден: на человеческом личном уровне нужна ревизия нашего отношения к прошлому. Если мы этого не сделаем, конец будет печальным для всех нас», - сказал президент Латвии Андрис Берзиньш в интервью «Часу».
Глава латвийского государства откликнулся на приглашение «Часа» побывать в редакции и ответить на вопросы журналистов и читателей газеты.
В беседе президент подчеркнул, что сейчас 8 и 9 мая едва ли не противопоставляют, «хотя это две даты одного и того же события, и их единственное отличие - это два часа разницы во времени между Германией и Россией».
«Надо добиться, чтобы политики перестали кормиться на ситуации разобщенности, чтобы мы все вместе могли спокойно идти вперед. Чем дальше уходит от нас Вторая мировая война, тем чаще люди, которые не были непосредственно связаны с событиями тех лет, стараются использовать ситуацию и эмоции в своих целях. Я считаю это недопустимым!», - заявил Андрис Берзиньш.
А на вопрос, понимают ли латыши, что 9 мая возле памятника Освободителям люди празднуют день победы в войне, а не день оккупации Латвии, президент ответил так: «Ничего не поделаешь, жизнь у нас была такой, какой она была. Да, в 1945 году мы избавились от одного зла, но другое осталось... Но надо ли все время этим жить? Мне кажется, что негативное не надо все время так подчеркивать».
И наше общее прошлое нельзя оценивать упрощенно или однозначно.
«Если человек активен, если он к чему-то стремится, то в любые времена он может многого достичь. Я и в то время старался действовать, идти своим путем, и сейчас», - подчеркнул президент.
| |