|
В Et Cetera ни одного свободного места: еще бы — пьесу «Буря» ставит один из главных мировых специалистов по Шекспиру – грузинский режиссер Роберт Стуруа, чью версию «Гамлета» 18 лет назад в самой Великобритании признали одной из лучших за полвека.
Этот спектакль в театре Александра Калягина должны были показать еще в мае. Но работа над ним затянулась - заняла более семи месяцев. И вот, наконец, премьера. Новый - 18-й по счету - сезон открывается шекспировской «Бурей».
В Et Cetera ни одного свободного места: еще бы - пьесу ставит один из главных мировых специалистов по Шекспиру - грузинский режиссер Роберт Стуруа , чью версию «Гамлета» 18 лет назад в самой Великобритании признали одной из лучших за полвека.
После российско-грузинского конфликта Стуруа даже приезжать в Москву не хотел. Почему передумал - отвечает самим спектаклем «Буря», пьесой о том, как желание мести превращается в акт прощения.
«Там четче в пьесе показано - кто носитель зла, кто - добра. В жизни это труднее определить, - рассуждает народный артист СССР, режиссер Роберт Стуруа. - Я не думал от этом, честно. Конечно, трудно было это все перенести. Но художники из всего что-то создают».
На сцене - никаких декораций. Зачем они, если герой - волшебник. По взмаху руки Просперо (в его роли Александр Калягин) уютная комната то воспаряет к облакам, то становится островом посреди бушующих волн. На этом острове он - некогда герцог Милана, свергнутый родным братом, томится уже 12 лет. С ним - дочь и духи, которыми он повелевает. Маг вызывает бурю, чтобы обидчики попали в его владения.
На протяжении всей пьесы Просперо готовит акт возмездия, но в последнюю минуту отказывается от него: нет смысла казнить нераскаявшихся грешников. «Это ведь проблема - как бороться со злом, - отмечает Роберт Стуруа. - У Шекспира Гамлет долго сомневается - убить или не убить. Ведь если убьешь, сам становишься убийцей, и, значит, ты уже не добрый человек. Так что эта проблема существует и будет существовать всегда: уничтожать зло и самому становиться носителем зла или прощать».
«Буря» - последняя пьеса Шекспира, его завещание. Финальную сцену, где Просперо отрекается от колдовства и уходит на покой, принято считать прощанием драматурга с миром театра. А для Роберта Стуруа это - еще одна возможность повторить свое кредо: «Искусство не может исправить мир. Оно просто может напомнить человеку, что такое зло, и что такое добро».
| |