|
По мнению психологов, женская сексуальность так давно используется в рекламе и шоу-бизнесе, что теперь люди видят в нарисованных сексуальных красотках лишь неодушевлённые объекты, но никак не живых людей.
Сексуальные образы - обычный компонент рекламы, кино, телешоу и т. п. Соблазнительные женщины (и мужчины) в соблазнительных нарядах соблазнительно призывают нас соблазниться - например, «новой весенней коллекцией». Предполагается, что использование сексуальных образов вызывает в нас живейшую эмоциональную реакцию - как если бы мы смотрели на реальных людей, которые бы с нами заигрывали. Но, как показали исследования психологов из Брюссельского свободного университета (Бельгия), это предположение верно лишь наполовину. Только мужчина, изображённый на рекламном плакате, может восприниматься как потенциальный сексуальный партнёр - но не женщина.
Известно, что наше восприятие людей отличается от восприятия предметов. Мы легко узнаём лицо, но восстановить образ человека по какой-то части лица нам сложно. С другой стороны, если речь идёт о неодушевлённом предмете, то по его фрагменту мы без проблем можем представить себе целое. Этим свойством психики исследователи воспользовались, чтобы узнать, как человек воспринимает сексуальные образы. Они использовали картинки, на которых мужчины и женщины в раскованных позах рекламируют нижнее бельё. Рекламные фото демонстрировали в нормальном и в перевёрнутом виде. После чего участникам эксперимента показывали портрет человека из рекламы и просили сказать, не его ли они только что видели на фото (обычном или перевёрнутом).
Оказалось, что мужчина в рекламе воспринимается зрителями именно как человек: если фото с мужчиной показывали в искажённом, перевёрнутом виде, то запоминали и узнавали его с трудом. Если же речь шла об изображении женщины, то её легко узнавали независимо от того, как она была перед этим показана. То есть женщину с рекламы воспринимали как объект, неодушевлённый предмет, а не как живого человека.
Как пишут исследователи в журнале Psychological Science, разницы между мужчинами и женщинами, участвовавшими в эксперименте, не было: и те и другие видели в «рекламных мужчинах» людей, а в «рекламных женщинах» - объекты.
Подобная «гендерная дискриминация», по мнению психологов, могла произойти потому, что женская сексуальность используется в рекламном деле и шоу-бизнесе гораздо дольше и интенсивнее, чем мужская. Грубо говоря, к сексуальным мужчинам на рекламных щитах население ещё не привыкло и не превратило их из людей в объекты. В связи с этим, конечно, хотелось бы узнать, насколько вообще сейчас эффективны женские образы, использующие сексуальные сигналы, и есть ли смысл увешивать города постерами с соблазнительными моделями. С другой стороны, психологов волнует более насущный вопрос: как такое изменение в восприятии рекламной женской сексуальности отразилось на восприятии женщин «в реале»?
Подготовлено по материалам Association for Psychological Science.
| |