|
В предстоящие годы объемы работ, выполненных латвийской строительной отраслью, не будут расти очень стремительно, ежегодные темпы роста не превысят 5%, прогнозируют руководители строительных компаний.
Сейчас рост отрасли идет за счет реализации нескольких крупных инфраструктурных проектов. Основные заказчики - государство и самоуправления. Недостаток заказов со стороны частного бизнеса задерживает рост отрасли. Кроме того, имеется существенная неопределенность по поводу доступности финансирования из фондов Евросоюза после 2014 года.
По данным Центрального статистического управления, объемы строительных работ в Латвии в 2011 году выросли на 12,3%. После спада на 60% в 2009 году в отрасли снова наблюдается рост.
«У нас двоякие чувства. Я не очень оптимистично настроен в связи с этим ростом. Надо смотреть, на каком фоне происходит рост. В 2010 году объем строительных работ в Латвии оценивался в 756 млн. латов, в 2011 - в 868 млн. латов, но это только половина от объемов, достигнутых в 2008 году», - говорит председатель правления стройкомпании Merks Иварс Гейданс.
Он рассказал, что в нынешнем году будет заключено несколько крупных договоров на строительство. Уже подписан договор на 70 млн. латов на строительство портовой инфраструктуры на рижском острове Кривусала, планируется подписание сделки о модернизации инфраструктуры в Рижском аэропорту, которая обойдется в 67 млн. латов. Планируются и другие крупные проекты в Риге, Юрмале и других городах.
«Несколько больших проектов на фоне небольшого объема всех строительных работ создают существенный рост. Все радуются, однако на самом деле, нет оснований говорить о каком-то заметном росте», - объяснил Гейданс.
По его прогнозам, в течение следующих пяти лет объемы строительных работ в Латвии могут увеличиться до миллиарда латов. Это означает, что ежегодный прирост должен составлять около 5%.
Андрис Боже, руководитель стройкомпании YIT Celtniec?ba («дочка» финской строй компании YIT), считает, что в Латвии, особенно в Риге, имеется серьезный потенциал для роста в строительной отрасли.
«Конечно, вопрос в том, сможем ли мы создать достаточно благоприятный климат для инвестиций, и будет ли у политиков достаточно воли и полномочий, чтобы добиться этого... В реальности складывается совсем другая ситуация. Идут разговоры о предоставлении самоуправлениям права на проведение референдумов (о разрешении на строительство), строительный процесс может быть приостановлен на любой стадии. Мое руководство в Финляндии вообще не понимает, как такое может быть?», - говорит Боже.
| |