|
Международный фестиваль «Русское искусство и мир» имени Андрея Сахарова, проходящий в 11-й раз в Нижнем Новгороде, верен себе и своему кредо – преподносить сюрпризы.
Сегодняшний, второй день фестиваля стал подлинным подарком для любителей и знатоков классической музыки. На сцене кремлевского зала Нижегородской государственной филармонии камерный ансамбль «Солисты Москвы» - постоянный участник фестиваля - играл Равеля и Гайдна, Чайковского и Моцарта. Причем - на исторических инструментах, изготовленных в конце XVIII века знаменитым французским мастером Жаном-Батистом Вильомом.
«Инструменты не принадлежат оркестру: они хранятся в Государственной коллекции уникальных инструментов, и привезти их в Нижний Новгород было весьма сложно: ведь это раритеты, и их безопасность стоит очень дорого», - рассказал перед началом концерта художественный руководитель ансамбля Юрий Башмет.
Музыканты видели их только на репетиции: потом их снова «прятали» в хранилище Госколлекции: «Слушатели, для которых звучат эти уникальные инструменты, даже не догадываются, что исполнители находятся под воздействием сильного эмоционального напряжения, - заметил маэстро. - Потому что очень трудно играть на музыкальных инструментах, которые держал в руках всего лишь несколько раз». Но всё же для ансамбля это - большое удовольствие, ведь они действительно уникальные и интересные, и хочется порадовать и удивить публику.
Это уже не первый подобный проект «Солистов Москвы». В конце октября 2009 года ансамбль уже провел в Москве концерт, исполнив сочинения Чайковского, Паганини, Бруха и Вивальди на инструментах Антонио Страдивари из собрания Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов России. Концерт имел большой успех.
Сегодня играли на творениях Жана-Батиста Вильома, которого, кстати, называли «французским Страдивари». И прославился не только как феноменальный имитатор - главным образом, скрипок Страдивари и Гварнери, - но и как гениальный изобретатель.
Он, например, создал новый вид альта - контральто, - обладавший, необыкновенно сильным и полным тоном; изобрел оригинальные конструкции контрабаса и специальную педаль-сурдину для фортепиано.
По словам Юрия Башмета , у скрипок Вильома, копий со скрипок Страдивари, действительно французское звучание: «У них звук мягкий, не очень сильный, по-французски изысканный», - заметил он. - Это крепкий инструмент с удивительно тонким звучанием, но в нем нет Италии".
День концерта «Солистов Москвы» в фестивальных программах здесь порой называют «День Башмета». Сам же маэстро говорит, что для него всегда отрадно играть здесь. «Будучи еще молодым музыкантом, я выступал в тогдашнем Горьком с оркестром филармонии. И всегда было ожидание: вдруг на концерт придет Сахаров. И он приходил иногда», - сказал музыкант.
| |