|
В двух статьях, опубликованных изданием British Medical Journal, предложено ввести налоги на нездоровую пищу, сообщает «Компьюлента»
В двух статьях, опубликованных изданием British Medical Journal, предложено ввести налоги на нездоровую пищу, сообщает «Компьюлента». Ученые полагают, что это необходимо для борьбы с пандемией ожирения и связанных с ним хронических заболеваний. В одной из статей Оливер Миттон из Оксфордского университета (Великобритания) и его коллеги проанализировали налоговые схемы на греховные удовольствия (например, употребление табака и алкоголя), принятые в различных странах. Все они основаны на представлении о том, что по мере роста цены товара его потребление падает. Но исследователи обнаружили, что в случае с принимаемыми внутрь продуктами этот принцип работает далеко не всегда. Если просто поднять цену на какие-нибудь сырные палочки, страна не перейдёт на капусту. Люди будут продолжать есть то, что им нравится и к чему они привыкли. В то же время группа Миттона натолкнулась на многочисленные случаи, когда относительно высокий налог всё-таки переламывал ситуацию. Например, в Дании сработал недавно введённый «налог на жир», а в столовой бостонской больницы Brigham and Women's (США) 35-процентное повышение цен на сладкие напитки снизило их потребление на 26%. Таким образом, Миттон и компания приходят к выводу, что если уж вводить налог на вредные продукты питания, то как минимум 20-процентный, то есть радикальный. Иначе смысла не будет. Исследователи прекрасно понимают, что эта мера может привести к нежелательным последствиям: например, люди, которым не по карману дорогая еда, будут покупать всё подряд, на что хватит денег, а вовсе не самые полезные продукты. Поэтому предлагается одновременно субсидировать здоровую пищу - например, фрукты и овощи. Кроме того, если ввести налог на сладости, может увеличиться спрос на жирное. Поэтому эксперты советуют обложить прежде всего сладкие напитки - и пусть в качестве альтернативы пьют воду из-под крана. В другой статье Коринна Хоукс из Городского университета Лондона (Великобритания) призывает к масштабным переменам в области производства и маркетинга пищевых продуктов. В целом она повторяет тезисы своей статьи из журнала Food Policy. Главная мысль заключается в том, что основной целью борцов с нездоровым питанием должна стать пищевая промышленность, а не конечный потребитель. В сущности она призывает к отмене тех нововведений в системе государственного регулирования, которые появились в последние десятилетия и совпали с ростом ожирения и неинфекционных заболеваний. В этот период крупные производители и розничные сети получили контроль над цепочкой поставок. С помощью эффективной ценовой политики и новых методов маркетинга эти компании создали спрос на более дешёвые, но вредные продукты, которые, как правило, представляют собой лёгкие в приготовлении полуфабрикаты и напитки. Кроме того, произошёл перекос в пользу более дешёвых и вредных ингредиентов: например, в качестве подсластителя стал использоваться кукурузный сироп. Хоукс предлагает снова сделать все эти вещи дорогими и невыгодными, чтобы от них отказались производители.
| |