|
Российские авиакомпании подчинились властям Евросоюза. Как сообщил комиссариат ЕС по вопросам климата, подавляющее большинство перевозчиков предоставило статистическую информацию о выбросах за прошлый год и соответствующих планах на 2012. Означает ли это капитуляцию перед требованиями европейских регуляторов, выяснял обозреватель «Вестей ФМ» Леонид Гурьянов.
Статистические данные о выбросах нужны европейским властям для того, чтобы рассчитать, сколько именно перевозчики должны заплатить за пролёт над территорией Евросоюза. С начала года там действует система торговли квотами на выбросы парниковых газов для авиакомпаний. Таким образом, в Брюсселе намерены подтолкнуть перевозчиков к переходу на более чистые технологии. Пока львиная доля квот будет доставаться перевозчикам бесплатно, но затем она будет постепенно сокращаться, а значит, либо им придётся терять часть прибыли, либо перекладывать издержки на пассажиров. Подобная ситуация не устраивает большинство стран. Неудивительно, что нововведение Евросоюза вызывает бурные протесты, отмечает аналитик инвестиционной компании «Атон» Никита Мельников.
«Пассажирская авиация сейчас находится в достаточно слабом финансовом положении, которое усугубляется медленным ростом мировой экономики. Дополнительные сборы Евросоюза сейчас крайне несвоевременны. В итоге от введения сбора за такие выбросы ЕС понесёт большие потери, нежели выиграет. Если посмотреть на экологическую сторону, самолёты не являются основным источником выбросов, поэтому аргументация Евросоюза о том, что эти сборы могут как-то повлиять на экологическую ситуацию, неубедительна», - считает Мельников.
Тем не менее, почти все авиакомпании, в том числе и российские перевозчики, необходимые данные ЕС предоставили.
«За непредставление сведений российским авиакомпаниям будут грозить штрафные санкции. Поскольку никто официально российским компаниям не запрещал платить данные сборы, они обязаны предоставлять данную информацию в ЕС», - комментирует аналитик агентства «Инвесткафе» Кирилл Маркин.
Наказанием за непредставление информации может стать даже запрет на полёты на территорию Евросоюза. Впрочем, нашлись и те перевозчики, которых подобная перспектива, судя по всему, не пугает. Данные не передал ряд компаний из Китая и Индии. И тот факт, что перевозчики из России пока вынуждены играть по европейским правилам, не означает, что борьба, которая длится уже более года, окончена. При необходимости у Москвы найдётся, чем ответить, говорит Кирилл Маркин из агентства «Инвесткафе».
«Когда будет окончательно сформировано правительство, когда будет налажена его нормальная работа, данный вопрос опять поднимется и будет обсуждаться. И стоит ожидать продолжения переговоров на каких-то более лояльных условиях для России, потому что самолёты ЕС также летают над нашей территорией. Логично платить за перелёты над такой огромной страной, как Россия. Если какого-то консенсуса не будет достигнуто, российская сторона также запретит своим авиакомпаниям платить данные сборы, как уже поступил Китай», - рассуждает Маркин.
Впрочем, по неофициальным данным, российские власти пока не намерены вмешиваться в развитие конфликта. Эксперты допускают, что благодаря жёсткой позиции того же Китая власти ЕС пойдут на попятную. Сейчас у Пекина есть такие козыри, как крупнейший рынок для европейских производителей авиационной техники. И давление по этому направлению уже оказывается - под угрозу срыва поставлены крупные сделки между Airbus и китайскими авиакомпаниями.
| |