|
В Каннах показали первый из французских фильмов-конкурсантов - «Ржавчину и кость» Жака Одиара. Главную роль там сыграла французская лауреатка «Оскара» Марийон Котийяр.
Зал был переполнен. Публика встречала овацией не просто очередного режиссера, пусть и знаменитого, а Жака Одиара, сына великого сценариста Мишеля Одиара и замечательного автора, благодаря которому Францию заметили и в Каннах, и в Штатах, на «Золотых глобусах» и «Оскаре». Речь о тюремной саге «Пророк», получившей здесь в свое время Гран-при. Теперь Одиар вернулся с новой и абсолютно другой картиной. Она называется «Ржавчина и кость», по жанру - мелодрама, а сыграла там французская лауреатка «Оскара» и любимица зрителей, исполнительница роли Эдит Пиаф Марион Котийяр. Сложился бы ли этот фильм без нее? Режиссер не уверен в этом:
«Я не устаю повторять: меня совершенно потрясла работа Марион в фильме об Эдит Пиаф, где она великолепно сыграла. И после этого я уже знал, что хочу ее снимать. Я даже не знаю, что бы делал, если бы она отказалась. Я, наверное, снял бы этот фильм, но без Марион это было бы тяжело».
Герой фильма Али - безработный бедолага, бывший боксер и отец-одиночка, который пробирается с пятилетним сыном на юг Франции к живущей там сестре. Пикантность в том, что происходит действие фильма на Лазурном берегу, в Каннах и соседнем Антибе. Устроившись работать вышибалой в ночной клуб, однажды он встречает там красавицу, разумеется, принадлежащую другому, более успешному мужчине. Однако все меняется, когда она, получив ужасную травму, остается без ног. Тогда они и сближаются друг с другом, благодаря той воле к жизни и ярости, которые просыпаются в героине Марион Котийяр. Где она нашла источник этих сильнейших эмоций?
«Я думаю, в ней самой, во многом благодаря Жаку. Любой режиссер любит своих героев, но Жак почти видит и ощущает своих персонажей. И любого актера такое отношение очень воодушевляет», - признается Котийар.
Другой режиссер неминуемо превратил бы подобный сюжет в плоскую спекулятивную и сентиментальную мелодраму с политкорректным подтекстом. Все это есть и в «Ржавчине и кости», но каким-то невероятным образом работает. Во-первых, камера и монтаж создают иллюзию реальности. Во-вторых, отсутствие закадровой музыки и актерская сдержанность позволяют избежать эффекта мыльной оперы. Конечно, это, скорее, мейнстримный хит для домохозяек, хотя и продвинутых, способных получать удовольствие от откровенных эротических сцен и других жесткостей. Но в этих Каннах и у такой картины есть серьезный шанс на победу, ведь 11 лет назад подобный сюжет фильма «Комната сына» принес нынешнему председателю жюри, итальянцу Нанни Моретти, его «Золотую пальмовую ветвь».
| |