|
В этом году в нем приняли участие ленты из 22 стран.
Кишинев, 19 мая. В Молдове прошел фестиваль документального кино «Хронограф». В этом году форум провели в 10-й раз. Начиналось все со скромной инициативы молодых телевизионщиков. За несколько лет «Хронограф» завоевал авторитет и теперь объединяет документалистов стран СНГ, Западной и Восточной Европы, передает корреспондент МТРК «Мир» Олеся Прокипюк.
На время фестиваля привычная «зебра» пешеходного перехода в Кишиневе превратилась в киноленту. В начале и в конце трафаретом на ней вывели название фестиваля - «Хронограф». Пять дней подряд кинотеатр «Одеон» собирал любителей документально кино. В этом году в фестивале приняли участие ленты из 22 стран.
«Учитывая, что это международный фестиваль, в первую очередь мы постарались, чтобы жюри было интернациональным. И второе, мы позаботились о том, чтобы команда жюри была разной по профессиональной направленности. У нас есть режиссер, продюсер, кинокритик, сценарист и главный оператор», - сообщил директор телевизионной студии OWH Виржилиу Маржиняну.
Фестиваль состоит из трех программ: документальное кино местных телеканалов, «КадРо» (фильмы, рассказывающее о румынских общинах по всему миру), и основная программа - в этом году в ней были представлены 18 работ режиссеров из стран Европы и СНГ.
Документальный фильм «Синие овцы» режиссера из Испании Ноэля Галвеза уже получил награду на кинофестивале в Хьюстоне. В Молдове эта лента получила приз зрительских симпатий. Этот фильм о трагической истории небольшого городка. Жители подверглись излучению электростанции, после этого они стали болеть раком и умирать. «В том городке жила и моя бабушка она тоже была больна раком. Как раз в то время, когда я работал над съемками, она скончалась. Эта история близка мне лично, поэтому когда работа над фильмом закончилась, я решил посвятить его своей бабушке», - пояснил автор.
Режиссер из Румынии Корнелиу Михалаке снял фильм «Голая грудь и полные карманы» о событиях румынской революции в декабре 1989 года. Прежде, чем картина вышла в свет, он 22 года собирал материал. «Бунт, революция и государственные преступления, организованные для голой груди одних и обогащения карманов других. Такое недопустимо нигде в мире, хотя бы родственники погибших должны получать достойное пособие, но никак не должны его получать те, кто в них стрелял», - говорит Михалаке.
Если профессиональные режиссеры чаще всего обращались к глобальным вопросам, телевизионщики посвящали работы событиям недавних дней. Жюри посчитало многие документальные фильмы молдавских каналов слишком «сырыми».
«Может быть, я даже посоветую кому-то из организаторов фестиваля организовать мастер-класс для телевизионщиков на тему того, как сделать документальный фильм. Потому что сейчас все хотят чего-то добиться, а знаний нет», - комментирует член жюри Международного фестиваля документального кино «Хронограф», актер, режиссер Михай Фусу.
«К сожалению, большинство этих фильмов можно назвать лишь телевизионными передачами с претензией на фильм. Фильм имеет другую эстетику, драматургию, это искусство в конце концов», - подчеркивает режиссер, доктор искусствоведческих наук Дмитрий Олареску.
Настоящую драматургию и эстетику жюри увидело в картине Мартина Маречика «Солнечное затмение». В Чехию и отправился главный трофей 10-го юбилейного фестиваля «Хронограф». В картине передана история двух чехов, приехавших в Замбию, чтобы помочь местным жителям приобщиться к цивилизации. Они установили электрогенератор, отремонтировали кран. Но спустя некоторое время все вышло из строя. Замбийцев это нисколько не смутило. Местные жители, как и раньше, жили своей жизнью и ничего менять не хотели.
За 10-летнюю историю фестиваля чехи 4-й раз становятся победителями. В этот раз автор картины в Кишинев приехать не смог. Награду Мартину Маречику пообещали передать сотрудники чешского посольства в Молдове.
| |