|
Литературный агент Сара Яйк не сомневалась в том, что легко найдет покупателя среди крупных издательских компаний на дебютный роман Кирстен Качок «Ловкость».
«Эта книга - одна из самых выдающихся за последнее десятилетие», - считала Джед Расула, преподаватель литературы в Университете Джорджии. Однако крупные издатели этого мнения не разделили. В итоге за книгу взялась небольшая независимая издательская фирма в Миннеаполисе, предложив Качок аванс в размере $3500 - даже не десятую часть от того, что автор рассчитывала получить в нью-йоркских издательствах. Начинающим авторам всегда было сложно заставить крупных издателей обратить на себя внимание. Казалось бы, с развитием интернета все должно стать проще. Однако именно оно ставит перед литературными дебютантами практически непреодолимые преграды. Электронные книги стоят дешевле своих аналогов в твердых обложках. Значит, прибыль издателя падает. Тем временем продавцы книг предпочитают закупать только книги известных авторов, чтобы не забивать полки плохо продающимися неизвестными новинками. В результате издательства, которые подарили миру множество известных сегодня имен, теперь предпочитают подписывать все меньше контрактов с новичками. На риск идут небольшие издательства. Но гонорары там очень невелики: так, если контракт с крупной фирмой обещает от $50 000 до $100 000, в маленькой заплатят от $1000 до $5000. Не самое блестящее начало оборачивается таким же продолжением. Если от книги в жесткой обложке, средняя цена которой составляет $28, издатель получает половину - то есть $14, а автор может рассчитывать на 15%, или $4,20, то электронная книга стоит $12,99, из которых $9,09 получает издатель, а $2,27 - автор. При этом продажи всех видов книг - как в суперобложках, так и электронных, - снижаются. К примеру, в 2008 г. было продано 1,63 млрд книг, в этом году, по данным аналитика Альберта Греко, цифра продаж не превысит 1,47 млрд, а к 2012 г. составит 1,43 млрд. «Тем, кто хочет зарабатывать себе на жизнь в качестве писателя, я бы посоветовал подыскать себе еще один источник дохода», - говорит Нан Талезе, публикующий книги таких авторов, как Ян МакЭван, Маргарет Атвуд и Джон Пипкин. Конечно, продажи электронных книг увеличиваются. Всего год назад их доля от общего числа проданных книг составляла 3-5%, а в этом году превысит 8%. По прогнозам консультанта издательства Майка Шацкина, к концу 2012 г. их доля достигнет 25%, а потом и превысит число обычных книг. Сайт Amazon.com, основной распространитель электронных книг, заявляет, что по продажам цифровые книги уже обогнали обыкновенные. Но это мало что дает неизвестному писателю. Ведь в отличие от магазина, где покупатель может наткнуться на книгу неизвестного автора, полистать ее и затем купить, магазины электронных книг на это не рассчитаны. В июле Amazon.com продал более 1 млн электронных версий нашумевшей книги «Девочка с татуировкой дракона». В то же время лауреат нескольких престижных литературных премий Джон Пипкин с 2009 г., момента, когда его книга «Woodsburner» вышла тиражом 10 000 копий, сумел продать лишь 359 электронных книг. В итоге сейчас Пипкин подыскивает себе работу в качестве преподавателя литературы. Гильдия писателей давно пытается заставить издателей поднять доли авторов в прибылях от продажи книг до 50%, но пока все безуспешно.
| |