|
КРАСНОДАР, 28 сентября. План соединения Каспийского и Азовского морей будет представлен в ближайшие дни на рассмотрение российско-казахстанской рабочей группы.
Как пишут «Известия», идея соединить Каспий и Азов появилась в 1930-е годы. В рамках проекта был наполовину построен Манычский канал, идущий от Азова к Каспию через Краснодарский край и Ставрополье, но потом работы остановила война. После войны запустили Волго-Донской канал и продлевать Манычскую артерию до Каспия не стали. Но в 2007 году Владимир Путин заявил о необходимости расширения внутренних водных путей, после чего сталинский проект получил второе дыхание.
В 2009 году Евразийский банк развития выделил $2,7 млн на исследование параметров двух возможных вариантов: канала «Евразия» и второй нитки «Волго-Дона». Возглавил исследование институт «Гидропроект». Результаты работы, находящиеся под грифом «секретно», сегодня уже фактически готовы. Теперь совместной российско-казахстанской рабочей группе предстоит выбрать лучший из вариантов. Окончательное решение будет приниматься, как планируется, на уровне руководителей России и Казахстана.
По мнению Владимира Путина, появление нового канала «не просто даст выход прикаспийским государствам в Черное и Средиземное моря, то есть в Мировой океан, а качественно изменит их геополитическое положение, позволит стать морскими державами».
А лидер Международного евразийского движения Александр Дугин полагает, что в обмен на создание канала «Евразия» Россия усиливает свое влияние в Казахстане. Если же к этим двум странам присоединятся еще Азербайджан и Иран, также выходящие к Каспию, то может сложиться новый нефтяной картель, не уступающий ОПЕК, считает эксперт.
Кроме того, Россия, создав у себя транзитный коридор, сможет получать прибыль за провоз грузов по ее территории. Если вдобавок будет создан трансконтинентальный маршрут, соединяющий по суше промышленные районы Китая с Каспием, то новая артерия станет новым каналом поставок китайских товаров. Такой путь может составить конкуренцию морскому маршруту через Суэцкий канал.
Отмечается также, что реализация проекта канала «Евразия» сделает экономически бессмысленными развитие международного транспортного коридора ТРАСЕКА и нефтепровода Баку-Джейхан.
Издание приводит подсчеты эксперты, согласно которым «Евразия» в базовом варианте обойдется в 489-554 млрд руб., а «Волго-Дон-2» - в 414-468 млрд руб. Но последняя цена не учитывает стоимости переноса железнодорожного моста в Ростове-на-Дону, что прибавит еще 90 млрд руб.
Между тем, как пишет газета, пока средств не хватает даже на полноценное сравнительное исследование двух каналов. По мнению экспертов, $2,7 млн достаточно только на проведение сравнительной оценки грузопотоков и частичной оценки воздействия проектов на окружающую среду. Однако интерес к проекту могут проявить бюджеты двух стран, а также казахские нефтяные компании и российские бизнесмены.
В то же время проект канала «Евразия» вызывает множество вопросов у экологов. В частности, по их мнению, канал прервет пути миграции сайгаков в калмыцких степях, и, не имея возможности уйти суровой зимой в теплые предгорья Кавказа, они вымрут. Кроме того, в канал пойдет морская вода, что приведет к засолению и без того не очень плодородной Калмыцкой степи. Еще одна проблема - канал пройдет по нескольким охраняемым природным территориям, нарушив экобаланс в регионе. И, наконец, тревогу экологов вызывает то, что через канал в Каспий могут прийти так называемые «вселенцы», то есть флора и фауна из других водоемов, которая окажется агрессивной по отношению к местным видам. Так, пару десятилетий назад в Каспий попал прилепившийся к днищам судов гребневик из Черного моря и разрушил кормовую базу знаменитой каспийской кильки. В прошлом году ихтиологическая комиссия Росрыболовства нашла проект «Евразия» опасным с этой точки зрения.
Природоохранные проблемы есть и у «Волго-Дона-2». «Если будет построена вторая нитка канала и в Дон пойдет грязная вода из Волги, донской рыбе вообще конец», - полагает замначальника филиала «АзДонРыбвода» Анатолий Сушков. Пробоина в танкере на Волге или на Дону, а с учетом сложных условий судоходства они там вполне возможны, приведет к быстрому загрязнению всей реки, учитывая, что, например, скорость течения Нижней Волги до 2м/сек, подсчитали специалисты.
| |