|
В Чикаго в понедельник завершился крупнейший за всю историю саммит НАТО.
Лидеры 28 стран приняли три заявления, в одном из которых задекларировали ненаправленность разворачиваемой системы противоракетной обороны против России. «Противоракетная оборона НАТО не направлена против России и не имеет возможности подорвать российский стратегический потенциал сдерживания <...> альянс будет активно искать сотрудничества по ПРО с Россией», - говорится в утвержденном обзоре планирования в сфере сдерживания и обороны.
О готовности дать политические гарантии генсек альянса Андерс Фог Расмуссен говорил осенью прошлого года и на апрельском заседании Совета Россия -НАТО. Однако российских чиновников это обещание не впечатляло.
Замминистра иностранных дел Сергей Рябков указывал, что России нужны не политические декларации, а юридически обязывающий договор, подкрепленный техническими параметрами, по которым Россия сможет судить об архитектуре системы. Россия настаивает на том, что разворачиваемая странами НАТО система угрожает российскому потенциалу сдерживания. В мае на конференции в Москве Минобороны представило компьютерную модель, подтверждающую этот постулат. Однако официальные представители НАТО и США указывают на то, что создаваемая система не столь сложна, чтобы перехватывать российские баллистические ракеты.
Принятое заявление не меняет ничего в позициях сторон, указывает политолог Федор Лукьянов, однако хорошо, что позиция НАТО была сформулирована. Вчера генсек Расмуссен объявил о готовности первой фазы системы ПРО. В какой-то части этот саммит - поражение для России, потому что идея ПРО принята, она сейчас будет построена, Запад будет себя защищать, а сотрудничества в рамках ПРО с Россией не получилось, считает немецкий эксперт Александр Рар (цитата по «Интерфаксу»). Однако у сторон остается время для урегулирования разногласий до полного создания системы. НАТО также указало, что сотрудничество с Россией имеет стратегическую важность, приветствовав сотрудничество по транзиту в Афганистан. Страны НАТО подтвердили приверженность территориальной целостности Грузии и призвали Россию пересмотреть решение о признании независимости Абхазии и Южной Осетии. В связи с планами расширения в итоговой декларации помимо Грузии названы Македония, Черногория, Босния и Герцеговина. Украина в этом документе не названа. Однако НАТО выразило обеспокоенность применением избирательного правосудия на Украине.!--...-->
| |