|
22 и 23 мая на сцене Большого театра пройдут вечера балета «Бенуа де ла данс». Это международная награда, ежегодно вручаемая практикам балета и современного танца.
В этом году проект «Бенуа де ла данс» проводится в двадцатый раз. Юбилей обычно провоцирует на воспоминания, хорошие и не очень. Но этот приз организован так, что его недостатки служат продолжением достоинств. «Бенуа де ла данс» устроен в виде пирамиды, на верху которой глава - Юрий Григорович. Он многие годы числится президентом Международного союза деятелей хореографии - этот союз и учредил приз в 1991 году. Для решений «Бенуа» формируется международное жюри: его состав ежегодно меняется, но председатель Григорович не уходит с руководящего поста никогда. За годы работы в составе судейской коллегии перебывали многие крупные профи - руководители компаний, педагоги, хореографы и артисты. И тут начинается своеобразие проекта - члены жюри сами себе эксперты, они и выдвигают претндентов, и присуждают награды. Игра идет по нескольким номинациям, постоянным и периодическим. Среди первых - лучшие хореограф, танцовщик и балерина года. В числе вторых - композиторы, сценографы и кандидаты на приз «За жизнь в искусстве».
Награда не денежная, а концерты «Бенуа» - благотворительные. Победители получают моральный почет и статуэтку работы Питера Устинова - европейского скульптора русского происхождения, потомка Бенуа. Приз назван в честь Александра Бенуа - русского живописца - «мирискусника», участника «Русских балетных сезонов» Сергея Дягилева. И вручается на церемонии, предшествующей концерту звёзд балета - номинантов текущего года. Понятно, что принцип «сам выдвинул - сам и наградил» уязвим для критики. Как правило, в числе номинантов оказываются артисты, работающие в труппе члена жюри, либо участвовавшие в его постановке, либо друзья и знакомые. Решения жюри не единожды оспаривались балетной прессой, а один раз - и публикой: когда премию получала Анастасия Волочкова, зал Большого театра разразился криками «позор!». За границами внимания жюри нередко остаются крупные достижения, просто потому, что эксперты-судьи - по занятости личными делами - их не заметили, а обратить внимание деятелей «Бенуа» на просчеты шорт-листов, видимо, некому. Например, в этом году никто в России, даже из патриотических соображений, не говоря уже о художественных, не озаботился выдвинуть на приз «Бенуа» превосходную партитуру Леонида Десятникова к балету «Утраченные иллюзии». Хотя она получила награду национального театрального фестиваля «Золотая маска». С другой стороны, члены жюри - признанные профессионалы, а двадцать лет - срок большой. За это время сквозь сито проекта не могли не пройти многие выдающиеся деятели мирового балета, а призы часто получали более чем достойные творцы. Если признать, что приз «Бенуа» есть выражение субъективизма судей, то - парадоксальным образом - можно отдать дань и объективности награды, в проектах которой всегда много интересного. Главное тут - вообще не призы, а два гала-концерта, особенно второй, где танцуют лауреаты прошлых лет - как правило, он отличается очень высоким уровнем. Программы нынешних концертов тоже многое обещают: кроме номинированных артистов и фрагментов балетов-претендентов, мы увидим очень своеобразную балерину Бернис Копьетерс из Балета Монте-Карло, виртуозного китайца Ван Ди, наших прим Ульяну Лопаткину и Светлану Захарову, хореографию Пола Лайтфута и Соль Леон - одних из лучших европейских мастеров. К юбилею «Бенуа» покажут две московских премьеры - миниатюру «Крики вдали» на музыку Альбинони (подарок Большого театра) и «Капли дождя в твоих темных глазах» - номер французского хореографа Стефана Делатра тоже поставлен специально. В этом году в состав жюри вошли хореографы Джон Ноймайер (Гамбург) и Йорма Эло (Бостон), бывшие звезды балета Парижской оперы Лоран Илер и Мануэль Легри (последний - глава балета Венской оперы), корейская балерина Ким Джу-вон и мировая балетная прима рубежа 20- 21 веков Алессандра Ферри.
Выдвинуты пять хореографов. Представлять Бориса Эйфмана не нужно (он отмечен за балет «Роден»). Американец Лар Любович известен с середины прошлого века, ставил в труппах всего мира (кроме России), а также на Бродвее и в фигурном катании. Патрик де де Бана выдвинут за балет «Мария-Антуанетта» в Вене, Жан-Гийом Бар - за спектакль «Ручей» в Париже. Совсем неизвестны у нас корейские постановщики Чон Ый-сук и Даниэль Пён, создавшие балет на стыке танца и кино. За звание лучшей балерины соревнуются семь дам, среди которых прима Большого театра Евгения Образцова. Странно, что Образцова выдвинута за «Дон-Кихот» - не лучшую свою роль. Ее сильные соперницы - американки Сара Мёрнс (балет «Царство океана» в Нью-Йорке) и Кэтлин Брин Комс (выдвинута за партии Титании и Джульетты в Бостонском балете), Ольга Есина («Мария-Антуанетта» в Вене), Алина Кожокару (роль в балете Ноймайера) - самый, пожалуй, известный и самый чарующий кандидат, Летиция Пюжоль («Золушка» в Париже) и кореянка Чжи-ён-Ким.
Лучшего танцовщика выберут из шести претендентов, от России - солист балета Владислав Лантратов, тоже за «Дон-Кихот», тоже роль, сделанная не на уровне премии. По логике вещей, приз может получить не он, а например, Мэтью Голдинг (Национальный балет Нидерландов), виртуозный парижанин Матиас Эйман или артистичный Кирстен Юнг из Гамбургского балета. Есть еще многообещающий юный Чейз Финли («Аполлон» Баланчина в Америке) и Ли Дон-Хун из Кореи. Главная сенсация этого «Бенуа» - список номинантов-композиторов. Их два, Мишель Легран и Пол Маккартни. Оба в прошлом сезоне написали балеты: Легран - «Лилиом» о временах Великой депрессии в Америке, для Гамбургского балета, а Маккартни - сказочный опус «Царство океана» для «Нью-Йорк Сити балет», причем костюмы сделала дочь экс-битла - кутюрье Стелла Маккартни.
Столь раскрученные имена - удачный, с точки зрения рекламы «Бенуа», выбор. Правда, сэр Пол за первый в своей жизни балет получил разгромную критику. Месье Мишель, знаменитый автор киномузыки, создатель саундтреков к «Шербургским зонтикам» и «Девушкам из Рошфора», тоже впервые обратился к танцу.
Любопытно, как жюри будет определяться с предпочтениями - по слухам, партитура Леграна лучше, но если Маккартни оставить без награды, бесчисленные битломаны мира навеки подвергнут балет остракизму.
Автор: Кирилл Матвеев
| |