|
В Приморье появился пункт долговременного хранения реакторных отсеков списанных атомных подлодок. Специально для него правительство Японии передало партию спецтехники, которая позволит без ущерба для экологии утилизировать одновременно более 70 реакторов.
Плавучий док «Сакура», портовый буксир «Сумирэ» (в переводе - фиалка) и два портальных крана получили прописку в бухте Разбойник. С этого момента выстроенный на берегу «Пункт долговременного хранения реакторных отсеков утилизированных атомных подводных лодок» начинает работать в полную силу.
«Несмотря на сложности связанные с "Фукусимой", японская сторона все контракты выполнила в срок. Корпорация теперь имеет всю инфраструктуру», - отметил руководитель программы комплексной утилизации АПЛ ГК «Росатом» Анатолий Захарчев.
«Важно, чтобы исполнилась ответственность перед всеми людьми, которые взяли на себя нагрузку заплатить за все эти программы. Речь идет об ответственности перед налогоплательщиками Японии», - заявил Кэнсукэ Ёсида, начальник отдела контроля за вооружениями и разоружением МИД Японии.
Прежняя схема утилизации предполагала хранение реакторных отсеков на плаву. Их после извлечения ядерного топлива вырезали из списанных субмарин вместе со смежными отсеками, которые играли роль поплавков. Такие «трехотсечные» блоки герметизировали и отправляли в закрытую гавань.
Сейчас на поверхности моря в бухте Разбойник скопилось более 50 реакторных отсеков, которым требуется дальнейшая утилизация. Задача российских атомщиков - перебазировать все эти блоки на берег в пункт долговременного хранения и таким образом свести к минимуму радиационную опасность в этой акватории.
Теперь эти могильники-поплавки с помощью буксира будут выводить в искусственно углубленный участок бухты. Следом туда же доставят плавучий док. И так по одному эти колоссального веса блоки «Сакура» и «Сумирэ» будут транспортировать к причалу. Здесь их примет так называемый судопоезд. Затем будет выгрузка в специальное бетонное хранилище. Соседние с реакторным отсеки вырежут и отправят на переплавку. А сам реактор будет храниться десятки лет пока не станет безопасным металлоломом.
Анатолий Захарчев: «К саммиту АТЭС мы решили очень большую задачу. У нас на Дальнем Востоке были две аварийные АПЛ, которые потерпели аварию в 1985 году. Лодки сейчас находятся в укрытии выше уровня моря на бетонном основании. На сегодняшний день АПЛ с невыгруженным топливом нет как на Камчатке, так и в Приморье».
Российские специалисты, работающие на новом оборудовании, уже прошли стажировку в Японии и провели многочисленные тренировки на месте, где в ближайшие годы им предстоит опасная, почти ювелирная работа.
«Погружались с японцами на котловане, доковали макет, выводили его на берег при помощи судопоезда», - рассказал Олег Бачинский, капитан плавучего дока «Сакура».
«Исполнение хорошее, качественное. Японцы делают все на совесть, пока нареканий у нас не было, работает все хорошо, отказов в механизме не было», - похвалил капитан буксира «Сумирэ» Анатолий Черкунов. В ближайшее время между РФ и Японией будет достигнуто еще одно соглашение - об инвестициях в строительство на этом берегу специального цеха, где перед длительным хранением будет проводиться антикоррозийная обработка реакторных отсеков после долгого контакта с морской водой.
| |