|
Союз белорусских писателей к своему юбилею готовит календарь
В принципе, идея календаря, в котором герои предстают в каких-то образах, не нова. И наши писатели, те, что помоложе, участвовали в довольно смелых и откровенных фотосессиях. Но белорусский фольклор, да еще с аксакалами белорусской литературы, будет оживать впервые.
Ну кто из нас знает, кто такие Бордя, Бай, Леля или Жыжель?
- Идея нашего проекта в том, чтобы привлечь внимание и к писателям, и к самому фольклору, - объясняет инициатор и координатор проекта Ирина Ходоренко. - А то мы лучше знаем Деда Мороза, чем нашего Зюзю.
Участвовать в съемках согласились писатели разных поколений - от Рыгора Бородулина и Генадя Буравкина до Сергея Сыса и Виктора Жибуля.
«Внукам сказки сам придумывал»
Одним из первых съемочная группа проекта решила преобразить Генадя Буравкина. Над его образом долго не думали - кем может быть автор любимой несколькими поколениями белорусов «Калыханкі", как не Баем.
Снимать решили в Музее народной архитектуры и быта - идеальное место для оживления мифологических героев.
- А где у вас тут хата с калыской? спрашивает фотохудожник Валерий Дубовский.
- Так идите на Витебщину! - советуют сотрудницы музея.
- Гэта ж километраў дзвесці, - шутит Буравкин.
Через пару часов после начала работы Генадь Николаевич признался, что не думал, что фотосессия - такое непростое дело.
- А вы ведаеце, что у Бая было многа жонак? - фотограф вводит героя в тему.
- О, я ўжо не паспею. У мяне ўжо больш за паўвека адна жонка.
По сюжету Бай-Буравкин ходит по хатам и рассказывает детям сказки. В кадре для достоверности классик читал собственные „Баю-бай, баю-бай, вачаняты закрывай" шестилетней дочке стилиста проекта Алены Романовой.
- А внукам своим какие сказки рассказывали?
- Ужо і не памятаю. Што чытаў, а что прыдумляў сам. Даўно гэта было. Старэйшы ўнук ужо хімфак заканчвае.
В каком месяце появится Бай в календаре, пока не решено.
КТО ТАКОЙ БАЙ?
Существует еще одна легенда, связанная с Баем как прародителем рода белорусов. У Бая было много детей, и перед смертью он решил разделить между ними свое имущество. Самому младшему Белополю достались любимые собаки отца. Бай велел Белополю пустить их на волю, сколько земли они обегут, та и будет принадлежать Белополю.
Белополь так и сделал: поймал двух птиц, пустил одну на юг, другую на запад, и отправил за ними собак. „Как пошли те собаки, так и до сих пор не вернулись, а по их следам две реки протянулись: в одну сторону пошла Двина, в другую сторону - Днепро. Вот на этих просторах Белополь и начал селиться да заводить свои порядки. У этого Белополя от разных жен его развелись разные племена под названием белорусы. Они и теперь там ходят, земельку пашут и жито сеют".
| |