|
Законопроект об отзыве членов избиркомов стал последней политической инициативой экс-президента Дмитрия Медведева, внесенной им в Госдуму еще до инаугурации Владимира Путина.
Идея, которая выдвигалась ЛДПР еще 4 года назад, тут же оказалась актуальной. В «Единой России» сочли логичным дать возможность партиям отзывать не оправдавших их доверия членов избирательных комиссий после объяснения причин такого решения и выбора нового кандидата на эту должность.
Избирательная комиссия обязана принять решение о досрочном прекращении полномочий отозванного партией сотрудника и назначении нового не позднее чем в месячный срок, а в период избирательной кампании - за 15 дней. При этом партиям решили все же запретить менять членов избиркомов за две недели до дня голосования.
Сейчас избирком субъекта федерации формируется на паритетных началах губернатором и депутатами заксобраний. Членов избиркома в депутатскую квоту выдвигают партии, представленные в местных парламентах. Схожим образом формируются избиркомы муниципальных образований.
Необходимость ротации членов избиркомов у партий появилась после того, как они столкнулись с массовым переходом своих наблюдателей «на другую сторону». При этом формально они оставались представителями оппозиционных партий, и заменить их было невозможно.
Впрочем, в том виде, в котором законопроект был внесен в Госдуму президентом, он тоже не устраивает оппозицию. «Как правило, за 15 дней до голосования люди только приходят в избирательный штаб. И мы не знаем за этот срок изменит ли он свою позицию или нет, не надавят ли на него впоследствии. На нем же не написано, что он предатель. Поэтому срок моратория слишком большой», - возмутился либерал-демократ Алексей Диденко. Полпред президента в Госдуме Гарри Минх объяснил парламентарию, что этот мораторий был прописан в законопроекте специально, чтобы с одной стороны не препятствовать работе избирательной комиссии, а с другой стороны, чтобы человек успел набраться необходимого опыта для работы с избирателями.
Первый зампред думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству, эсер Алексей Агеев уже пообещал газете ВЗГЛЯД внести свою поправку, ограничивающий срок моратория до 5 дней. «15 дней - это слишком много. Если он останется, то по факту получится, что нам дали право, которым мы никогда не воспользуемся. Ведь на представителей партий не только оказывают давление, как правило, за несколько дней до выборов, они элементарно могут заболеть. Только в Москве, где 3,5 тысячи избирательных участков, около 200 членов избиркомов за 6 дней до выборов сообщают нам, что не смогут работать на участках», - отметил депутат.
По его словам, оптимальным сроком, после которого уже нельзя отзывать членов избиркомов - 3 дня, однако 5 дней, который он собирается прописать в законопроекте - более компромиссная норма.
У коллеги Агеева по партии Андрея Руденко сомнения вызвало и положение закона о том, что окончательное решение о замене члена избиркома как ни странно будет принимать вовсе не партия, а орган, которому позволено формировать избиркомы. При этом из текста законопроекта не до конца понятно, какое именно решение он может принять и на основании чего. Ведь в документе указано, что «невыполнение указанным органом данного решения может быть обжаловано партией в суде». Можно предположить, что в суд партиям придется обращаться в том случае, если ЦИК или ТИК сочтет недостаточно аргументированной претензии партий к своему представителю.
«Если ЦИК не согласится с нашим решением мы, получается, будем должны постоянно обращаться в суд?», - удивлялся Руденко.
Минх объяснил это положение законопроекта тем, что избиркомам необходимо отслеживать - соответствует ли новый кандидат требованиям закона, например, по возрасту.
А зампред думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Дмитрий Вяткин заявил газете ВЗГЛЯД, что на самом деле никаких оснований для отказа в отзыве членов избиркомов у руководства комиссий не будет.
| |