|
Корреспондент «Чемпионат.com» побывал на части реконессанса ралли «Шёлковый путь», чтобы понять, как выглядит разведка маршрута, чего ждать участникам и что остаётся за кулисами ралли-марафона.
Что такое реконессанс ралли и с чем его едят? Давайте обратимся к словарям, чтобы для начала понять, откуда взялось это мудрёное слово. Быстрый рывок в «Википедию» в два счёта позволяет обнаружить, что английское слово reconnaissance на русский язык переводится не иначе как «рекогносцировка», то бишь визуальный осмотр местности перед боем или военными учениями. Что ж, если назвать предстоящее ралли боем для всех его участников, то определение получается вполне верным. Участники раллийного реконессанса тоже занимаются разведкой местности, дабы окончательно уточнить будущий маршрут гонки. Работа ведётся не с чистого листа: первые поездки по месту будущих этапов проходят более чем за полгода до ралли, маршрут выверяется по спутниковым картам, а генеральный реконессанс в мае - это уже финальная многодневная проверка всех задумок, сверка и корректировка ранее полученной информации. Караван из нескольких внедорожников и одного «КАМАЗа» на достаточно приличной скорости перемещается из Москвы до Геленджика, выверяя каждый участок трассы. На участке под Волгоградом за работой «разведчиков» смог понаблюдать и ваш корреспондент. Как уже было сказано выше, в реконессансе задействовано несколько внедорожников, и за рулём головного находится Сергей Гиря - исполнительный директор ралли. Он один из авторов черновой версии маршрута, и именно он ведёт за собой остальные машины, показывая, чем же организаторы планируют порадовать или озадачить участников. Вместе с тем дорожные книги («роудбуки») пишет всё же не Гиря, а два именитых француза: трёхкратный победитель «Дакара» Пьер Лартиг и профессиональный составитель дорожных книг Стефан ле Бай, работающий на «Шёлковом пути» уже четвёртый год. В опыте и авторитете Лартига и ле Бая сомневаться не приходится: их услуги, что называется, нарасхват, а регалии говорят сами за себя. Французский тандем практикует вполне логичное разделение обязанностей: Пьер смотрит на трассу глазами гонщика, в то время на ле Бае лежит функция штурмана. На скоростных участках «Мицубиси» французов едет примерно в два раза медленнее, чем поедут в июле боевые экипажи, так что Лартигу и ле Баю жизненно важно предусмотреть и учесть те ловушки, которые возникнут именно в ситуации, когда участники погонят «на все деньги». Хрестоматиен пример одного из недавних «Дакаров», когда открывавший очередной доп Карлос Сайнс улетел в обрыв и сошёл из-за травмы штурмана в ситуации, когда победа легендарного Матадора была уже практически делом решённым. Прокладчики маршрута, преодолевавшие опасный участок на более низкой скорости, этого обрыва просто не заметили! Ну а «Фольксваген» вынесло ровно туда, куда попадать не следовало... Так что ответственность на участниках реконессанса огромная: любая ошибка в дорожной книге будет принята спортсменами в штыки, ну а уж если она, не дай бог, приведёт к сходу... Сами понимаете. Раз так, то не стоит удивляться, что к составлению «роудбука» Лартиг и ле Бай относятся максимально скрупулёзно. Например, когда французы промахивались на развилке, то для чёткой фиксации дистанции их «Мицубиси» возвращалась на исходную точку исключительно задним ходом. Кроме того, в опасных местах наши разведчики непременно останавливались на 5-10 секунд, чтобы гарантировать точное получение координат GPS. Максимальная аккуратность, а как иначе! Пока французы полностью погружены в спортивную составляющую, их российские коллеги держат руку на пульсе безопасности: постоянно идёт обсуждение того, где ещё нужно выставить полицейский пост или повесить ограждение, чтобы кто-то из автолюбителей вдруг не оказался на боевом участке. Лобовое столкновение - хуже ничего не придумать, так что вопрос с оцеплением на повестке дня стоит чуть ли не выше всех. При этом надо сказать, что осмотр окружающей обстановки протекает на весьма приличной скорости: пассажирам на задних сиденьях авто постоянно приходится хвататься за элементы каркаса безопасности, чтобы если не избежать прыжков на неровностях трассы, то хотя бы уменьшить амплитуду. Навык приходит быстро и приводит к забавным последствиям: во время обратного перелёта из Волгограда в Москву при преодолении очередной воздушной ямы ваш автор уже рефлекторно схватился за спинку переднего кресла. К слову, ощущения при прыжке и при яме достаточно похожие. Между собой все участники разведки постоянно поддерживают связь по рации. Ведётся обсуждение текущего маршрута, рассматриваются альтернативные варианты, количество песчаных участков и многое другое. Конечно, изредка могут промелькнуть и какие-то нерабочие моменты: например, в субботу российские участники реконессанса не могли не расспрашивать друг у друга, как там российские хоккеисты играют с финнами в полуфинале чемпионата мира. Также активно обсуждали, что за проблемы приключились с автомобилем Лартига и ле Бая, у которого вдруг начал перегреваться двигатель. А ведь внутренности капота тщательно продули, внешне никаких повреждений заметно не было, а сомневаться в умении Лартига проходить песчаные участки маршрута было как-то даже оскорбительно. Так что народ терзался загадками и надеялся, что двигатель всё же позволит добраться до финальной точки дня. Позволил. По пути к этой самой точке участники реконессанса смогли оценить, чего ждать участникам от спецучастка, завершающегося стоянкой в волгоградском аэропорту Гумрак. По ходу второго дня «Шёлкового пути» раллистов будут ожидать как скоростные участки, где лидеры будут разгоняться до более чем приличных скоростей, так и Арчединско-Донские пески, расположенные неподалёку от Дона. Тут уже придётся попотеть и вдоволь поупражняться в преодолении дюн разного размера. С одними проблем возникнуть не должно, в то время как в других вполне можно и закопаться. Предположение про грядущую необходимость поработать лопатами было подтверждено и самими участниками реконессанса, когда они решили показать приглашённым журналистам все сложности песков: застревали чуть ли не все! Лопаты и тросы в багажниках не задерживались, застревания были на любой вкус, но, по счастью, ни одну из машин не извлекали дольше пяти-семи минут. Впрочем, надо понимать, что тут-то на выручку приходили коллеги, находившиеся по соседству, а вот по ходу ралли рассчитывать на моментальную помощь окружающих уже не придётся. Прибавьте к этому ещё более высокую температуру, накопившуюся усталость и нервы из-за потерянных минут... Не исключаем, что с кем-то приключится и такая неприятность, как разбортирование колеса: по крайней мере наш пресс-кар после скоростного поворота на песчаном участке сумел сместить колесо с диска. Пришлось менять? Вовсе нет: бывалый коллега Михаил Ласточкин, «съевший собаку» на внедорожных гонках, сумел вернуть строптивую покрышку на место, после чего мы без проблем проехали на этом колесе весь день. Опыт! Хорошо, что в момент этого «раллийного пит-стопа» солнышко хотя бы на время скрылось за облаками, сделав температуру достаточно комфортной. Но вообще уже сейчас, в мае, в песках было действительно жарко, так что трудно даже представить, насколько сложной окажется погода в июле. Пока же разведчики использовали каждую остановку, чтобы открыть окна и двери - благо волгоградский ветер делал своё полезное дело. Если продолжить разговор про погоду, то очень не рекомендуем кому-либо ненароком застрять в лесу - скажем, при пересечении одного из бродов. Неудачники моментально попадут в лапки комаров и мошек, которые тут развелись в таком количестве, что, наверное, после них северные мошки уже не произведут сильного впечатления. В общем, мы вас предупредили!
| |